Они требуются всегда

5 октября 2011 Они требуются всегда

Если в Петербурге и есть «вечные» вакансии, то они наверняка будут относиться к сфере общественного пассажирского транспорта. Какие бы политические ветры ни дули и как бы ни взбрыкивала экономика — водители и кондукторы всегда на пике спроса.

Почему так происходит — объяснять нужно вряд ли. Если в двух словах — работа тяжелая, ответственная, не слишком престижная и не предполагает «левых» доходов. Такой транспорт накрепко «привязан» к маршруту, интервалы движения строго отслеживают, поэтому никуда не деться. Кто же и в каких количествах требуется в автобусные, троллейбусные и трамвайные парки города?


«Будем рады!»
Так отвечают в любом отделе персонала на предложение устроиться на работу: в настоящее время в системе общественного пассажирского транспорта Петербурга имеется не менее полутысячи свободных рабочих мест.
Требуется масса специалистов. Инженеры по охране труда. Слесари по ремонту подвижного состава. Диспетчеры. Руководители отделов. Охранники. Однако больше всего ей нужны водители и кондукторы.
К первым — требования стандартные. От 20 до 55 лет, наличие прав категории D и соответствующего опыта, отсутствие вредных привычек. Если речь идет об электротранспорте — все то же самое, только нужны опыт и соответствующие права. От кондукторов требуется меньше — было бы здоровье, а возраст ограничивается сверху 65 годами. И, конечно, крепкие нервы не помешают — всякое бывает…
Что касается оплаты труда, то есть существенная разница. В «Горэлектротрансе», под «крылом» которого находятся трамвайные и троллейбусные парки Петербурга, водителям трамваев 3‑го–5‑го разрядов сулят зарплату в 33 тыс. рублей, а троллейбусов (4‑го–6-го разрядов) — 36 тыс. У кондукторов доходы поскромнее и в большой степени зависят от количества отработанных смен. «Вилка» — от 13 до 28 тыс. рублей.
Как ни странно, но в автобусных парках зарплату обещают гораздо меньшую. В ОАО «Третий парк», к примеру, даже на больших машинах, работающих в городе, доходы водителя начинаются от суммы в 20 тыс. рублей. Если учесть уровень его ответственности и тот факт, что водители грузового, к примеру, транспорта сейчас редко готовы трудиться менее чем за 30 тыс. рублей в месяц, то становится понятно, почему вакансии водителя пассажирского автобуса в Петербурге давно перешли в разряд «вечных»…
Впрочем, для водителей маршруток условия могут быть особыми. К примеру, они подчас трудятся не за гарантированную оплату труда, а за процент от выручки. И если маршрут «рыбный», то их доходы могут быть куда выше средних. В интернете, к примеру, встречаются предложения, в которых потенциальные работодатели сулят водителям маршруток зарплату от 60 до …120 тыс. рублей в месяц.


Выбора нет
Тяжелые условия труда и уровень зарплаты в этой отрасли не оставляют специалистам по подбору персонала выбора. Увы, но в качестве водителей маршруток они просто вынуждены брать «не местных».
В ОАО «Третий парк», к примеру (а оно, располагая более чем 1,6 тыс. автобусов и 5 тыс. человек персонала, обслуживает свыше 200 маршрутов), берут и граждан СНГ. С официальным оформлением — лишь бы были паспорт с нотариально заверенной копией перевода на русский язык, права нужной категории и соответствующие медицинские справки. Поэтому у питерских маршруток в основном таджикское или узбекское «лицо».
А вот в «Горэлектротрансе» готовы заполнять вакансии исключительно гражданами РФ и Белоруссии. Причем тем, у кого нет жилья, бесплатно предоставляют и койко-место в общежитии. К тому же у желающих стать водителями трамвая или троллейбуса нет проблем ни с возможностью получить профессию, ни с трудоустройством.
В «Учебно-курсовом комбинате» при «Горэлектротрансе» после прохождения собеседования и тестирования на психодиагностическом комплексе будущих водителей зачисляют в группу. 3–3,5 месяца теории — и еще 1,5–2 практики вождения. Бесплатное питание, стипендия (в зависимости от успеваемости) от 6,7 до 8,7 тыс. рублей, а в период стажировки на пассажирском подвижном составе — 20,5 тыс. в троллейбусном парке и 18, 8 тыс. рублей — в трамвайном. Неплохо! Если учесть, что у «Горэлектротранса» по-прежнему есть и масса своих социально-бытовых объектов, вроде бы должно быть все хорошо. Только вот водителей все равно хронически не хватает…
Впрочем, объясняется это достаточно легко. Когда у специалиста есть выбор, он всегда делает его в пользу лучшего предложения. У местных водителей такой выбор есть, поскольку им гораздо выгоднее и проще сделать один рейс в Лаппенранту на хорошем автобусе, чем полдня мотаться в пробках на раздолбанной дорогами «Газели», стараясь заработать лишний рубль. А вот у гастарбайтеров его нет…

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: