Наше будущее — велосипед

5 октября 2011 Наше будущее — велосипед

Городские власти решили приступить к разработке концепции велосипедного движения в Петербурге.
Комитетом по транспортно-транзитной политике объявлен конкурс на разработку концепции организации велосипедного движения. Он включает работу по анализу масштаба велосипедного движения, выявление предпочтительных для горожан маршрутов поездок, определение потребностей в местах парковок для велосипедистов. Согласно документам, опубликованным на сайте государственного заказа, предполагается, что велодорожки, созданные в результате реализации концепции, горожане будут использовать не только для отдыха и занятий спортом, но и для «безопасного передвижения на велосипеде с деловыми целями».
Концепция организации велосипедного движения в Петербурге будет подготовлена до конца текущего года. Ее воплощение в жизнь превратит Северную столицу по замыслу властей в «велосипедную столицу» страны.
Когда это случится, неясно. Чтобы найти оптимальные решения проблемы, власти собираются опрашивать велосипедистов в интернете, на форумах и в социальных сетях. На основе собранной информации исследователи должны будут определить, какие маршруты являются самыми популярными, и составить карту велодорожек.
Планируется обустроить велодорожки и велопарковки, а также места для ночного хранения двухколесного транспорта.
Смольный предлагает разработать и особые правила движения по велодорожкам. Эти правила, скорее всего, будут иметь силу юридического документа. Наконец, разработчикам программы нужно будет продумать, как поддерживать велоинфраструктуру в зимнее время, то есть кто будет убирать с них снег, каковы будут нормативы уборки и т. д. Подготовить концепцию нужно в сжатые сроки — до конца этого года; стоимость контракта — 4,2 млн рублей.
Власти признают, что наш город не может похвастаться наличием нормальных условий для велосипедистов. В Курортном районе существует 25‑километровая велодорожка, тянущаяся вдоль побережья Финского залива от Сестрорецка до Зеленогорска. При этом километраж велодорожек в городской черте, которые бы можно было считать транспортной сетью, не превышает 5–6 км.
Даже по сравнению с Москвой эта цифра кажется просто смешной. В Белокаменной, где живет больше 10 млн человек и площадь города в два раза больше петербургской, длина велодорожек превышает 50 км.
Подрядчик, который победит в конкурсе на разработку концепции, должен будет использовать зарубежный опыт. Увы, сравнения с европейскими столицами наводят на грустные мысли. Достичь такого уровня организации движения будет очень трудно. Судите сами. В Берлине (3,7 млн человек населения, площадь — 0,9 тыс. кв. км), который, кстати, в Германии считается не самым велосипедным городом, длина велодорожек составляет около 390 км. Велосипедисты немецкой столицы — это 13% от всех участников дорожно-транспортного движения. Совсем недавно администрация Берлина выделила 20 миллионов евро (свыше 800 миллионов рублей) для создания велоинфраструктуры в городе до 2020 года. То есть, они уверены в ее недостаточном развитии.
Другой пример — Копенгаген. Его часто называют велосипедным раем. Условия в городе с населением 1,6 млн человек для пользования велосипедным транспортом созданы поистине идеальные: 330 км велодорожек, каждая из которых имеет в ширину не меньше 2,5 метра. При этом велодорожки приподняты, по сравнению с дорогами для другого транспорта и пешеходов, примерно на 5–10 сантиметров. Светофоры для велосипедистов загораются раньше, чем для автомобилистов. А еще там на некоторых велодорожках есть специальные счетчики. Они показывают количество проехавших велосипедистов.
Кстати, немцы, датчане, финны и многие другие европейцы ездят на велосипедах не только в парках и за городом. Для них велосипед — это транспорт, на котором они добираются каждый день до работы и обратно. Именно это имеют в виду наши городские власти, когда говорят о «передвижении на велосипеде с деловыми целями».
Понятно, что инициатива Смольного — вещь полезная и нужная. Развитое и цивилизованное велодвижение решает огромный комплекс проблем. Но как создать условия для его развития — это вопрос очень сложный, если учитывать, что долгие годы наши велосипедисты передвигались по городу на свой страх и риск.
Словом, задача трудная, но, как уверены в Смольном, вполне выполнимая, и это радует.

  • Борис Ковардин

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: