Компенсации туристам под вопросом

22 октября 2014 Компенсации туристам под вопросом

Ситуация с выплатами петербургским туристам, пострадавшим от приостановки деятельности крупнейших городских туроператоров, становится все более непредсказуемой, а вероятность получения компенсаций — стремится к минимуму.

Чтобы понять общую картину, стоит посмотреть хотя бы на то, сколько претензий предъявлено к СК «Восхождение», которая выступала в качестве единственного страховщика ответственности обанкротившейся «Фирмы «Нева». По состоянию на середину октября, в «Восхождение» бывшие клиенты «Невы» подали 6513 заявлений на общую сумму компенсаций почти в 488 млн рублей (по договору страховщик гарантировал только 452,2 млн). По линии «Солвекс-Турне» в эту же страховую компанию подано уже 924 заявления более чем на 63 млн рублей. Кроме того, на деньги «Восхождения» претендуют и туристы «Лабиринта» (209 заявлений почти на 21 млн рублей), и «Авиачартер-ДВ» (245 заявлений более чем на 31 млн рублей). Соответственно, уже сейчас (а прием заявлений пока не завершен) общий объем претензий к страховщику более чем на 20 % превысил его уставный капитал (500 млн рублей) и рассчитывать на полную компенсацию не приходится.

Мало того: на 29 октября в московском арбитраже назначено рассмотрение дела о банкротстве самой СК «Восхождение». И если компанию признают банкротом (а вероятность такого исхода дела в имеющихся условиях очень велика), то недавно начавшиеся выплаты клиентам «Невы» (пока им выплачивают 15 % от потерянных сумм) вряд ли увеличатся. Скорее, наоборот… А для «Восхождения» это может быть одним из вариантов ухода от полной ответственности по линии страхования туристов.

Увы, но тенденция по бегству страховщиков от турбизнеса сейчас становится все более очевидной. Сразу несколько страховых компаний, имеющих действующие договоры с турфирмами, стали рассылать им предложения либо прекратить их действие, либо увеличить выплаты. Что в практике бизнеса всегда считалось дурным тоном. Однако в Петербурге один из страховщиков, ЗАО «Страховая компания «Авеста», оказался даже более оригинален, подав иски в Арбитражный суд города в отношении сразу двух местных компаний-банкротов, по обязательствам которых страховщик должен был нести ответственность. Иск подан на туроператора «Атлас» — речь идет о расторжении договора страхования гражданской ответственности, и в отношении «Солвекс-Турне» — о признании договора незаключенным.

Как считают в Российском союзе туриндустрии, если в отношении «Атласа» такой подход обоснован (дело в том, что срок действия фингарантий начинался с 10 сентября, а компания остановила деятельность 22 августа), то по поводу «Солвекс-Турне» история более чем странная. Как выяснилось, некоторое время назад «Авеста» вернула оператору около 500 тыс. рублей в качестве ошибочно полученного платежа, а затем ее руководство заявило, что никаких договоров между страховщиком и оператором нет. Параллельно сообщив, что фактически имевшийся договор подписывал неуполномоченный сотрудник, на которого теперь подают в суд. А поскольку страховая премия возвращена, обязательств (на сумму 120 млн рублей) у «Авесты» перед «Солвекс-Турне» нет. И теперь пострадавшим клиентам оператора, 300 млн рублей ответственности которого застраховано в СК «Восхождение», а 120 млн — в «Авесте», приходится только гадать, сколько им возместят из потраченного.

«ВСК» начала осуществлять выплаты клиентам «Солвекс-Турне»: в компанию поступило более 4 тыс. заявлений на общую сумму 259 млн рублей, тогда как сумма фингарантий по линии «ВСК» — 30 млн. В связи с этим коэффициент, который применяется для расчета суммы страхового возмещения, подлежащей выплате, составил 0,1158: это означает, что пострадавшие получат только около 11,6 % от потраченных на путевки сумм.

Что в ситуации, когда официальные страховщики так или иначе стараются уйти от ответственности, делать пострадавшим? Юристы уверены, что один из наиболее эффективных способов получить возмещение в приемлемых размерах — обращаться с иском в суд. Причем самый лучший вариант — коллективный иск, участие в котором примет максимальное число пострадавших. Во‑первых, он имеет гораздо больший вес с социальной точки зрения, а во‑вторых, в складчину можно привлечь к делу высокопрофессиональных юристов, способных отстоять интересы пострадавших с максимальной эффективностью.

Ну а если говорить о надежности самих туроператоров, то пока не внесены изменения в законодательство, гарантии остаются прежними. И страховщики не готовы брать на себя ответственность за слишком рискованный, по их мнению, туристический бизнес. Отчасти их можно понять, поскольку, получив 500 тыс. рублей, есть достаточно большой риск «нарваться» на выплату в 120 млн…

Чем отвечают рядовые, как обычно говорят в этом случае, туристы? По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, минувшим летом 75 % россиян организацией своего отдыха занимались самостоятельно. Пакетные туры приобретал лишь каждый пятый, а еще 5 % опрошенных обращались к посредникам, чтобы купить авиабилеты или оформить визу. Впрочем, 45 % россиян сообщили, что все же готовы вернуться к услугам турбизнеса при условии, что ситуация стабилизируется и обретет надежность. Когда это случится, не знает никто…

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: