Фирмы уходят, а отдых — остается

1 октября 2014 Фирмы уходят, а отдых — остается

Последняя неделя сентября ознаменовалась серией шагов Главного следственного управления Следственного комитета России по Петербургу (ГСУ СК РФ по СПб) в отношении фигурантов ранее возбужденных уголовных дел по факту мошеннических действий (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в сфере туризма. Два руководителя местных компаний-банкротов были задержаны, а один — объявлен в розыск.

Пошли на посадку?

«Первой ласточкой» стал генеральный директор ЗАО «Атлас» Дмитрий Смирнов: по ходатайству следствия Смольнинский районный суд Петербурга в прошлый четверг поместил его под домашний арест сроком на 2 месяца.

Руководитель ООО «Нордик Стар», гражданин Эстонии Оливер Оллин, объявлен в розыск. А их коллега, генеральный директор компании «Экспо-тур» Игорь Рюриков сначала был задержан, а затем тоже отправлен под домашний арест. Все трое являются фигурантами уголовных дел о мошенничестве, да и мотивация действий следователей в их отношении одинакова. Им вменяется преднамеренная деятельность «с целью хищения денежных средств граждан» с небольшими нюансами в формулировках. Однако во всех трех случаях речь идет об ущербе, который в общих масштабах тенденции невелик. Так, по версии следствия, по «Атласу» он составляет 10 млн рублей, по «Экспо-туру» — 1 млн, а по «Нордик Стар» и вовсе 500 тыс. рублей.

Вместе с тем как в туристической бизнес-среде Петербурга, так и среди туристов действия ГСУ СК по Петербургу расценивают неоднозначно. На одном из интернет-форумов пострадавшие туристы, например, справедливо задаются вопросом, почему столь суровые меры предприняты в отношении руководства операторов, ущерб от приостановки деятельности которых оказался одним из наименьших.

«А почему никто не задерживает руководство, например, “Невы”?» — задаются вопросом ее бывшие клиенты. Ведь на очередной круглый стол по поводу ситуации в российском туризме в Петербурге был приглашен в качестве эксперта по туристическому бизнесу Сергей Тимралиев — один из основателей «Невы», ставшей первенцем в череде банкротов… И, в отличие от своих задержанных коллег, он не только пользуется полной свободой, но и смело обсуждает будущее туризма.

Дело в том, что пока руководство компании проходит по возбужденному уголовному делу в качестве свидетелей. По части подозрений в отношении «Невы» речь все еще идет о «неустановленных лицах».

Вместе с тем уже известно, что если за «Неву» заступилась Ассоциация туроператоров России (АТОР), то руководителю «Атласа» Дмитрию Смирнову намерены помогать его бывшие подчиненные: многие из них считают, что никакого умысла в его действиях не было и разорить собственную компанию он точно не стремился. Бывшие менеджеры компании даже собирают деньги для оплаты услуг адвокатов. В ответ слышны гневные отповеди пострадавших туристов, считающих, что «сидеть должны все». Полемика разгорается, и кто прав, а кто виноват, еще предстоит выяснять.

Тем временем Сергей Тимралиев выступает в роли эксперта и делится мыслями по поводу обсуждаемых нововведений в законодательство. «Предлагаемые к принятию меры не повредят, однако у меня есть сомнения, что эти шаги решат проблему», — полагает господин Тимарлиев.

Кризис налицо

Примерно за месяц до остановки деятельности генеральный директор «Версы» Владимир Дорофеев утверждал: «Кризиса на рынке нет: в этом я могу убедить любого».

И добавлял, что «только «Нева» имела веские бизнес-причины для прекращения своей деятельности: компания не выдержала конкуренции, потеряла объемы на рынке, не смогла вовремя перестроить бизнес и пришла к кризису неплатежеспособности». А дальше, как мы все знаем, была еще целая серия банкротств, завершившаяся крахом и самой «Версы».

Текущая ситуация такая. «Российский туристический рынок переживает глубокий системный кризис, спровоцированный политическими и экономическими факторами, — констатируют в Российском союзе туриндустрии. — 2014 год оказался для него значительно худшим, чем даже кризисный 2009‑й, когда снижение выездного турпотока составило 15–20 %: в этом году падение спроса на турпоездки достигло 30–50 %, а после первых 4–5 банкротств продажи туров практически остановились.

Отсутствие оборотных средств и жесткая конкуренция на туристическом рынке, когда предложение значительно превышает спрос, вызвали «эффект домино», что стало причиной краха еще 10 компаний».

Что же предлагают сделать для того, чтобы, купив путевку, россиянин не оказался обманут?

Ищем гарантии

Правительство и все заинтересованные стороны сейчас ищут механизмы, которые гарантировали бы россиянам отдых: предложений много, и в основном они касаются турбизнеса. К тому же реальный срок принятия изменений в законы — к Новому году. А чем же можно обезопасить свой отпуск уже сейчас?

Самый простой и вполне эффективный способ — требовать у продавца путевки подтверждения оплаты билетов в оба конца и бронирования отеля: при наличии этих документов вы будете уверены в том, что долетите и не останетесь на улице.

Другой вариант — покупать тур в компаниях, имеющих иные, кроме страховых финансовых гарантий, механизмы защиты прав туриста. Например — банковскую гарантию. Одна из российских компаний такую программу уже реализует: в случае, если туроператор не исполнит обязательств, банк гарантирует туристу возврат полной стоимости тура в течение пяти дней. Стоимость услуги — 2,65 % от общей стоимости путевки.

Примерно ту же схему реализуют интернет-магазин путешествий OnlineTours.ru и страховая компания «Тинькофф Онлайн Страхование»: их новая услуга «Гарантия отпуска» предполагает, что в случае объявления тур­оператора банкротом (этот факт должен подтвердить «Ростуризм»), деньги клиентам будут переведены на счет (или банковскую карту) в течение трех дней. Услуга добровольная, а ее стоимость — 7 % от цены тура. Причем если клиент не успел выехать из страны, то ему вернут 100 %, а если уже находится за рубежом — 50 %.

Еще одна крупная российская компания в сотрудничестве с «Ингосстрахом» предлагает добровольное страхование тура (в т. ч. и от банкротства оператора) за 5 % стоимости турпакета. В этом случае получить 100 % компенсации его стоимости можно практически во всех возможных ситуациях, включая внезапную болезнь, неполучение визы, извержение вулкана и т. д.

Ехать!

А стоит ли сейчас, когда не знаешь, куда обращаться, вообще задумываться об отдыхе за рубежом? Может, повременить и подождать, пока все «устаканится»? Логика верная, но уж очень сходная с позицией страуса, засунувшего голову в песок…

Как бы то ни было, но отдых — это святое. И если человек целый год «пахал» и заработал на несколько дней отпуска — он имеет право провести их так, как считает нужным. Ну а если он не готов (не может, не хочет, ему лень и т. д.) организовывать его самостоятельно — всегда найдутся профи, готовые помочь в таком деле.

Не стоит забывать, что, кроме больших компаний, продающих пакетные массовые туры, в Петербурге полно нишевых небольших турфирм, которые не используют чартерные перелеты и организуют поездку «под ключ» по индивидуальному заказу. В этом случае гарантия качества отдыха практически стопроцентная — только плати. Правда, стоить это будет не так дешево, но зато любое пожелание исполняется. И еще задолго до даты отъезда вам выдадут всю информацию о туре, включая подтверждение всех необходимых броней.

Ну а если все же хочется «дешево и сердито»? Такой вариант все равно сохраняется, и «горящие» туры (в среде турбизнеса их именуют спецпредложениями) имеют место быть. Покупать тур незадолго до старта сейчас стало общим трендом — так больше уверенности в том, что он состоится. Однако подобная уверенность оказывается не всегда оправданной, и в этом случае проверить реальность билетов и брони  лишним не будет. Причем, если компания располагает собственным парком авиалайнеров и своими отелями, это ее преимущество.

И еще: кризис в российском туризме рано или поздно завершится, оставив на рынке самых стойких и проверенных суровой действительностью. И не факт, что в числе выживших будут гиганты первой десятки: динозавры, как известно, вымерли, а мелкие, шустрые и всеядные млекопитающие успешно здравствуют до сих пор…

 

СПРАВКА

 

В период с 16 июля по 15 сентября в результате банкротств 14 российских туроператоров пострадали около 130 тыс. туристов, из которых более 70 % — клиенты пяти крупных компаний («Нева», «Лабиринт», «Солвекс-Турне», «Южный Крест» и «Верса»). Только тех, кого пришлось досрочно вывозить из-за рубежа из-за проблем с отелями и обратными билетами, оказалось примерно 56 тыс. Общий объем ущерба, понесенного пострадавшими, превышает 3 млрд рублей, однако не более трети из них получат полную компенсацию.

 

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: