Алкоголь просится в небо

5 августа 2014 Алкоголь просится в небо

По данным Ассоциации беспошлинной торговли, в России действуют свыше 150 магазинов duty free, операторами которых являются около 25 компаний: значительная часть из них находится в аэропортах. Однако участившиеся случаи пьянства как со стороны пассажиров, так и персонала авиалайнеров привели к новой волне обсуждения необходимости полного запрета торговли алкоголем в аэропортах, а также введения сухого закона на борту самолетов.

Идея вовсе запретить распитие спиртного на высоте не находит полной поддержки даже у самих авиакомпаний: не стоит забывать, что реализация алкоголя на борту приносит им дополнительный доход, а сам факт его подачи подчас расценивается как дополнительное конкурентное преимущество. Поэтому и история у вопроса длинная — проблема обсуждается уже лет десять. Конкретных решений пока не принято.

С фактами не поспоришь: во всем мире спиртное составляет более 50 % продаж в магазинах duty free, поскольку из-за отсутствия пошлин «в небе» оно стоит на 25–50 % дешевле, чем в обычном магазине. И поэтому вопрос с пьянством на борту лайнеров остро стоит не только в России.

Как к проблеме относятся россияне? По данным одного из опросов, проведенного исследовательским центром портала SuperJob.ru, 46 % из них позволяют себе выпить на борту авиалайнера. При этом каждый восьмой не представляет себе авиапутешествия без спиртного, а каждый третий не прочь «пропустить рюмочку-другую». Правда, примерно столько же убеждены, что пить алкоголь в самолете нельзя. Отчего пьют? Традиционная «отмазка» — из-за боязни летать: именно этой причиной объясняют желание выпить 54 % респондентов. Однако значительная часть выпивающих пассажиров связывает употребление спиртного с необходимостью скоротать время, расслабиться и «непринужденно чувствовать себя на высоте». А еще одним из аргументов является халява: если спиртное на борту предлагают бесплатно (а это на международных регулярных рейсах обычное дело), то удержаться может далеко не каждый…

Результат? Кроме громких историй с усмирением пьяных пассажиров, есть и сведения об авиационном персонале, отстраненном на предполетном медицинском осмотре по факту употребления алкоголя (психоактивных веществ). По свежим данным «Росавиации», за последние полгода (с декабря 2013 года) зафиксировано 13 подобных случаев. В этом отношении лидирует авиакомпания «ЮТэйр»: за ней числится больше всего случаев отстранения персонала от полетов по причине алкогольного опьянения. Второе место занимает авиакомпания «Якутия», а далее следует S7. Единственное, что радует, — подавляющую часть этого черного списка составляют бортпроводники, а не пилоты…

«Запретить нельзя разрешить»: именно от того, где будет поставлена запятая в этой фразе, как раз и зависит будущее спиртного на борту самолетов. Еще в феврале прошлого года была предпринята попытка запретить пронос на борт самолета алкоголя, купленного в duty free, а летом 2013-го «Росалкогольрегулирование» пыталось ввести и поправки в закон, которые предусматривали запрет на продажу алкоголя в самолетах. Обе попытки провалились.

Новую попытку поставить заслон перед алкоголем сейчас предпринимает парламентская фракция КПРФ: по мнению ее членов, сухой закон на борту должен быть обязателен для всех. Пытаются как-то сдвинуть дело и сенаторы, предлагающие дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) специальным составом в виде невыполнения пассажиром правил поведения, установленных перевозчиком (за это предлагают налагать штраф), а в Уголовном кодексе предусмотреть возможность наказания в виде штрафа или срока до двух лет. А в случае отягчающих обстоятельств, связанных с наличием человеческих жертв, — до 10 лет. Соответственно, виновнику, кроме штрафа или срока, могут отказать в перевозке в течение двух или пяти лет. Но…

И в российских аэропортах, и в авиа­компаниях не склонны действовать столь жестко. И больше упирают на необходимость ограничить нормы провозимого спиртного и штрафовать нарушителей по максимуму. Примеры есть, поскольку в странах Евросоюза за пьянство в самолете легко схлопотать штраф в $3 тыс., а в Австралии — $5 тыс. На их фоне даже 3 тыс. рублей, которые в России предлагают ввести в виде административного штрафа, кажутся суммой смешной.

Кстати, с формальной точки зрения употреблять спиртное, купленное в магазинах беспошлинной торговли, в самолете нельзя уже давно: не зря об этом регулярно предупреждают как при его продаже, так и на борту.

  • Артем Владимиров

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: