Летний туристический сезон: с тревогой и надеждой

9 апреля 2014 Летний туристический сезон: с тревогой и надеждой

Не успели отгреметь традиционные весенние выставки в Москве и Петербурге, а мысли представителей туристического бизнеса уже устремились в летнее будущее. И многим из них оно кажется весьма туманным: поводов для беспокойства хоть отбавляй, а вот оснований для присущего туризму оптимизма становится все меньше.

Предстоящий сезон лета 2014 года вновь не обошелся в Петербурге без весьма спорных новинок, которым еще только предстоит доказать свое право на рыночную жизнь. Однако начать стоит с макрособытий, которые вполне способны оказать на ближайшую перспективу существенное влияние.

Дыхание времени

Первый повод для тревоги — политическая нестабильность. Причем сейчас речь идет уже не об отдельных странах мира, традиционно популярных у россиян: Таиланд и Египет с их тлеющими волнениями отошли на задний план, уступив место по-настоящему революционным событиям на Украине.

Вполне вероятно, что российскому внутреннему туризму последние события на руку — не зря целый ряд крупных «выездных» туроператоров (включая «Библио Глобус» и Coral Travel) в летнем сезоне 2014 года «вдруг» решил заниматься Россией. Coral Travel, к примеру, объявил о начале продаж туров на курорты Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод и за первый год работы на направлении планирует отправить более 30 тыс. туристов. А к зиме оператор обещал подготовить предложения по лечебному и горнолыжному отдыху не только в Краснодарском крае, но и в других регионах, включая Подмосковье, среднюю полосу России, Карелию, Урал и Алтайский край.

Оно и понятно: внутри у нас как-то более-менее все спокойно, отдыхаем за рубли, а в Сочи появилось столько возможностей для досуга, что только успевай туристов принимать. С учетом того, что общий номерной фонд объектов размещения Краснодарского края уже в этом году удвоился, а к 2018 году количество отелей международных брендов здесь возрастет до 220 (номерной фонд достигнет 47,5 тыс. комнат), в регионе рассчитывают на серьезный рост турпотока. А тут еще и Крым стал российским — а это сразу +5 млн человек (именно столько россиян побывало там в прошлом году). Если властям вместе с турбизнесом и его партнерами удастся предложить туристам сносное сочетание цены и качества (в том числе по перевозке) — есть вероятность оттянуть россиян даже от турецкого «курортного пирога».

Отдыхаем за рубли

Второй мощный тренд — ослабление рубля и последовавший за этим существенный рост стоимости туров в нашей национальной валюте.

Если к этому добавить неприятное «послевкусие», возникшее у части клиентов, купивших путевки в прошлом году по акциям раннего бронирования, становится понятным и фактическое отсутствие роста интереса к этой системе продаж. Поначалу и в этом сезоне раннее бронирование пошло весьма бодро, а затем люди заняли выжидательную позицию, не спеша расставаться с деньгами. «Если говорить о продажах в рамках акции раннего бронирования, то вначале они шли даже лучше, чем год назад, однако затем их объем примерно сравнялся с тем, который был в это же время в 2013‑м, — отмечает руководитель направления компании «Солвекс-Турне» Дмитрий Волошин. — Скорее всего, это обусловлено значительным ростом курса евро, который относительно рубля подорожал сразу на 10 %».

«Политическая ситуация и падение рубля наверняка скажутся на летнем туристическом спросе, хотя я надеюсь, что это будет не так больно, как кажется сегодня, — заявил во время конференции на MITT‑2014 Александр Буртин, коммерческий директор компании Tez Tour. — По Европе ситуация будет тяжелее, чем по долларовым странам, и спад достигнет примерно 20 %, а вот спрос на Египет и Турцию, скорее всего, сохранится. Что касается компаний, то выиграет тот, кто быстро отреагирует на изменения рынка».

Снова будут «пожары»

Сохраняются и основания для демпинга наряду с наступлением «скидочных» систем продаж, которые уже продемонстрировали свою силу летом 2013 года.

«Есть надежда на то, что, учитывая уроки прошлого сезона, в этом игроки рынка будут действовать осмотрительнее, — считает Мария Бакерина, руководитель представительства Pegas Touristik в Петербурге. — Однако гарантировать, что летом 2014 года не будет демпинга и какое-то направление «загорится», вряд ли кто-то может: у компаний есть и собственные планы, которые иногда не вписываются в общую картину».

Не говоря уже про то, что сейчас на рынок выходит другое поколение. Люди, которые не боятся интернета, могут говорить на иностранном языке и вполне способны заменить услуги турфирмы на свои собственные. А потому в сервисе турбизнеса они нуждаются все менее и «утекают» в самостоятельные туристы, независимые от расписания чартеров и общих обзорных экскурсий «галопом по Европам».

Не случайно и фирм, готовых играть по правилам, которые диктует время, становится все меньше: по данным Ростуризма, в этом году свое нахождение в Госреестре не продлили сразу 340 туроператоров, в то время как год назад таковых было всего 114. А впереди еще и процесс подтверждения членства в «Турпомощи» — дедлайн наступит 15 апреля, когда станет понятно, насколько убыло в полку «выездных» туроператоров, которых сейчас в стране насчитывается 2,133 тыс.

Что новенького

Главной новинкой сезона на «выездном» туристическом рынке Петербурга стоит признать новую попытку «поднять» рейс на китайский остров Хайнань.

Все предыдущие попытки организовать полетную программу на Хайнань (а их было две) предпринимались в другой сезон — осенью и зимой. Увы, но последняя из них (осень 2012 года), в которой принимали участие Tez Tour, «Нева», «Верса», НТК «Интурист» и Coral Travel, закончилась полным провалом — чартер авиакомпании «Россия» совместным решением был снят уже после двух месяцев полетов. Что сейчас?

Теперь за раскрутку Хайнаня, на который из Москвы и некоторых других регионов России чартеры летают давно и регулярно, взялся «Южный Крест». Как заявил руководитель его офиса в Петербурге Вадим Акимов, к делу «подъема» рейса из города на Неве в компании серьезно готовились — и поэтому уверены в успехе. Как ожидается, программа стартует в самом конце июня на лайнерах «Боинг‑767» авиакомпании Utair и продлится до конца октября (с перспективой перехода на зимний сезон). Решение спорное, но почему бы и нет?

Еще одним принципиальным событием летнего сезона 2014 года стоит признать появление в Петербурге регулярного сообщения с Португалией: уже известно, что c начала июля национальный перевозчик TAP Portugal намерен осуществлять три рейса в неделю. Судьба у этой программы тоже вряд ли будет легкой, поскольку практика прошлых лет показывает: направление пока не блещет массовостью и время от времени «проваливается». Вся интрига будет состоять в том, на каком из рейсов (включая и осуществляемый TAP Portugal из Хельсинки) операторы смогут получить наиболее выгодные условия.

Что касается интереса к Португалии, то во многом он объясняется не только привлекательностью курортов страны на материке, но и возможностью использовать пересадку в Лиссабоне для продолжения программ в Атлантике. В частности — на Мадейре, которая может быть интересна туристам круглогодично. А «Нева» все еще вынашивает планы сделать Португалию своеобразным «трамплином» для заброски туристов на Кабо-Верде — об этом еще в прошлом году говорила руководитель португальского направления «Невы» Татьяна Колесник. Теперь она подтверждает, что регулярный рейс TAP Portugal из Петербурга было бы удобно использовать не только для доставки (с пересадкой) туристов на Острова Зеленого Мыса, но и для организации еще более дальних путешествий в Африку или Южную Америку (например, в Бразилию).

Круизы остались без «мамы»

Организатор единственного российского черноморского круиза, петербургская компания «Экспо-тур», отказалась от заходов лайнера «Адриана» в Одессу.

В прошлом году она «обкатала» круговой черноморский маршрут, а в 2014‑м решила нарастить усилия и поначалу предлагала отправиться в круиз уже на майские выходные: ее лайнер должен был находиться в постоянном движении по маршруту между Сочи, Новороссийском, Севастополем, Ялтой и Одессой (двухдневная стоянка была предусмотрена в Ялте и Сочи).

Однако в новом расписании «посещение порта Одесса не предусмотрено», а его место занял Стамбул: именно в нем лайнер будет стоять 2 дня, тогда как раньше это планировалось делать в Сочи. Причем и стартовать в круиз теперь можно не только с территории РФ (включая города Крыма), но и из Стамбула. «Выполнение маршрута начнется с 25 мая отправлением из Сочи, — пояснил ситуацию руководитель «Экспо-тура» Игорь Рюриков. — В Стамбуле нам удалось договориться о приеме наших туристов без наличия загранпаспортов: им будут выдавать специальное удостоверение, гарантирующее возможность пребывания во время захода лайнера. Стоимость круиза не изменилась, и те клиенты, которые уже приобрели туры, ничего не потеряют — даже выиграют, поскольку в маршруте появился Стамбул».

Что касается тех, кто, возможно, уже приобрел туры с посадкой в Одессе, то, по словам Игоря Рюрикова, такие случаи единичны и «будут рассматриваться в индивидуальном порядке». «Мы готовы идти навстречу клиентам и предлагать им самые разные варианты решения вопроса — вплоть до возврата стоимости поездки», — подчеркнул он.

Тяга к стабильности

Какова ситуация на старых направлениях? Изменений мало: даже практически все прошлогодние новинки, включая итальянскую Калабрию и испанскую Менорку, в строю.

С учетом опыта прошлого года пока операторы не хотят пугать рынок и ростом объемов — скорее речь идет о сохранении позиций. А одним из основных проблемных направлений лета этого года обещает стать Кипр. Почему?

Согласно решению межведомственной комиссии по назначению на международные перевозки, авиакомпания «Трансаэро» получила право осуществлять обслуживание маршрутов из Петербурга в Ларнаку и Пафос. Интрига состоит даже не в самом факте нового назначения. В прошлом году на остров Афродиты из Петербурга было организовано, по крайней мере, 6 полетных цепочек (5 в Ларнаку и одна в Пафос) на крыльях четырех авиакомпаний («Россия», «Трансаэро», Nord Star и Cyprys Airways). Однако уже в середине сезона из-за сложностей с загрузкой цепочки рейсы, обслуживаемые Cyprys Airways, были сняты, потому что с этой компанией, в отличие от «России», удалось договориться. В этом году, несмотря на то что «Россия» остается назначенным перевозчиком по Кипру, операторы могу выбрать другую компанию.

Желающие «оседлать» кипрское направление с полетами из Петербурга есть: об этом уже заявили такие амбициозные новички, как Tez Tour и Pegas Touristik. «Они выходят не с такими большими объемами, как, например, у «Библио Глобуса», однако все участники рынка ожидают сезона с некоторой тревогой, — говорит Дмитрий Волошин из «Солвекс-Турне». — В прошлом году мы очень здорово выросли на этом направлении в объемах (около 50 %), а поэтому в 2014‑м намерены их сохранять и, если удастся, немного увеличить, одновременно стараясь заработать».

Что касается одного из основных застрельщиков перемен, компании Pegas Touristik, то значительную часть летней программы 2014 года с вылетом из Петербурга оператор впервые намерен строить на рейсах авиакомпании «Аэрофлот».

В частности, на бортах «Аэрофлота» оператор собирается выполнять такие новые полетные программы, как цепочки на Кипр (Ларнака) и в Болгарию (Бургас), а также осуществлять перевозку в рамках уже действовавших ранее программ в Испанию (Барселона и Тенерифе). Кроме этого, лайнеры «Аэрофлота» (наряду с перевозкой Turkish Airlines) будут использоваться и на маршруте в Анталию. Оставшуюся часть летних полетных программ из Петербурга Pegas Touristik намерен осуществлять на бортах авиакомпании Nord Wind — этот перевозчик возьмет на себя обслуживание еще одной новинки сезона — маршрута на греческий Родос, который «Пегас» в этом сезоне будет впервые предлагать питерским клиентам. Кроме двух этих авиакомпаний, в обслуживании летней программы Pegas Touristik 2014 года будет участвовать и еще один перевозчик — авиакомпания Ikar, которая продолжит ставшую весьма успешной зимнюю программу полетов в Нячанг (Вьетнам) вплоть до начала осени.

Как подчеркнула руководитель петербургского офиса Pegas Touristik Мария Бакерина, столь широкое привлечение «Аэрофлота» к выполнению летней полетной программы обусловлено желанием расширить спектр услуг. «Со временем мы поняли, что на ряде направлений нам не хватает частоты полетов и, соответственно, возможности предложить клиентам больший выбор продолжительности отдыха, — констатирует она. — Поэтому возможности перевозчика станем использовать, в первую очередь, на массовых сезонных направлениях».

А что же Греция, которая в прошлом году стала одним из катализаторов демпинга? Возглавивший в «Солвекс-Турне» департамент Греции Александр Арапоглу уже заявил, что практически все ранее «поднятые» компанией греческие направления и в этом сезоне будут «летать». Нюансов только два: «Солвекс-Турне» решил не возрождать снятую в середине лета 2013 года программу на остров Скиатос и не планирует увеличивать объемы. Кстати, за два предыдущих сезона эта компания стала лидером направления в Петербурге, увеличив количество отправляемых туристов до 80 тыс. человек и открыв сразу несколько новых полетных программ. В этом сезоне «Солвекс-Турне» основное внимание уделит не росту объемов продаж, а расширению спектра услуг.

Резюме

Общий вектор российского туризма поворачивается внутрь страны — его развитию в России уделяют все большее внимание. А вот выездной становится зоной все большего риска (в т. ч. и коммерческого), поскольку международная ситуация сложная и могут быть нюансы, предусмотреть которые заранее попросту невозможно.

Очевидно, что по ряду причин (в т. ч. из-за роста курса евро) желающих отправиться в Европу в этом сезоне больше станет вряд ли, и поэтому не исключено некоторое перераспределение турпотока в пользу все той же проверенной годами Турции и, возможно, Юго-Восточной Азии.

Что касается каких-либо санкций, то очевидно, что рядовых туристов они не коснутся: Европе слишком накладно отказываться от тех миллиардов долларов, которые россияне ежегодно оставляют в Греции, Испании, Италии и других странах. Напротив, несмотря на продолжающуюся истерию вокруг Крыма, Евросоюз вполне серьезно обсуждает возможность выдачи часто бывающим в Европе россиянам многократных виз сразу на 3 года, а в отдельных случаях — даже на 7 лет.

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: