Крайними остаются пассажиры

15 января 2014 Крайними остаются пассажиры

В самом начале 2014 года на российском рынке онлайн-продаж туристических услуг случился большой скандал: компания «Авиа Центр» аннулировала около 6 тыс. забронированных и уже оплаченных клиентами авиабилетов, приобретенных ими через сайт Eviterra.com.

В результате тысячи россиян, купивших билеты таким образом, в разгар новогодних каникул получили головную боль — и многие так и не смогли воспользоваться услугой. Причем, не получив так необходимых им для поездки билетов, чаще всего они теряли и деньги за них: их судьба пока теряется в лабиринтах взаиморасчетов между участниками процесса приобретения услуги.

Как это было

Проблем ничего не предвещало: в конце 2013 года онлайн-агентство по поиску и продаже авиабилетов «Эвитерра Трэвел» (оно работает на рынке с 2011 года) через свой сайт информировало клиентов о том, что вплоть до 9 января 2014-го, как и все в стране, работать не будет. Однако уже сразу после начала года его клиенты стали сообщать, что купленные на сайте Eviterra.com билеты оказываются недействительными.

Скандал нарастал как снежный ком: «Эвитерра Трэвел» обвиняла в провале своего главного партнера — компанию «Авиа Центр». А та, в свою очередь, аргументировала свои действия наличием у партнера задолженности в несколько десятков миллионов рублей. И пока «паны» разбирались, кто кому должен и как вопрос можно решить, тысячи туристов остались без отдыха. Либо были вынуждены приобретать услугу заново за совсем другие, гораздо большие деньги.

Ситуация «разогрелась» до того, что в нее были вынуждены вмешаться власти. Уже 6 января на сайте Следственного комитета появилось сообщение о начале процессуальной проверки «по признакам преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ (мошенничество) по факту незаконной реализации авиабилетов компанией «Эвитерра Трэвел». Одновременно к разрешению ситуации подключился и Ростуризм, открывший «горячую линию» для пострадавших клиентов Eviterra. Проверка привела к тому, что Главное следственное управление СК РФ по Москве возбудило уголовное дело в отношении сотрудников компании «Эвитерра Трэвел», подозреваемых в хищении в особо крупных размерах.

К концу январских каникул сторонам все же удалось как-то договориться: ООО «Авиа Центр» восстановило билеты с датой вылета с 6 по 11 января и обещало сделать это в отношении датируемых до 19 января. Однако отдельные претензии все равно есть, не говоря уже про то, что не улетевшие в период с 31 декабря по 5 января пока так и остались ни с чем.

Последствия больше, чем потери

Как будет развиваться ситуация? Вариантов всего-то два: либо участники конфликта сядут за стол переговоров и решат проблемы, либо пойдут в суд и будут доказывать свою правоту.

Однако даже адвокат «Эвитерры» Илья Новиков соглашается с тем, что «мы выпустили джинна из бутылки». «Глобальное доверие пассажиров к электронному бронированию и рынку авиабилетов подорвано, — пишет он. — Вред уже причинен, и остается думать, как его минимизировать».

Не согласиться с ним трудно: этот неприятный инцидент случился очень не вовремя. Почему? Потому что и без того не слишком доверяющим покупкам через интернет россиянам сумели ярко продемонстрировать ситуацию, в которую многие из них потенциально могут попасть. И заплатил вроде бы вовремя и в нужном объеме, а билета так и не получил. Вывод?

Как известно, «сарафанная молва» — самый лучший рекламоноситель. А что смогут сказать своим друзьям и знакомым те люди, которые, купив билеты на рейсы многих российских и даже зарубежных авиакомпаний на сайте Eviterra.com, так и не смогли улететь? Фактически речь идет не о мелком частном случае, а о подрыве доверия к системе продаж туристических услуг через интернет, что на фоне спада в экономике может сказаться самым непредсказуемым образом. Ведь даже если все решится ко всеобщему удовольствию (что на самом деле маловероятно с учетом вмешательства СК и объема взаимных претензий), осадочек-то наверняка останется…

Что делать тем, кто оказался среди клиентов «Эвитерра Трэвел» и не знает, будут ли у них билеты или нет? Как советуют специалисты, клиенты, купившие услугу через Eviterra.com, могут проверить статус бронирования посредством сайта checkmytrip.com. Для этого они должны ввести пятизначный код, указанный на бланке билета, а также фамилию его приобретателя.

Скорее всего, сделать это необходимо даже в том случае, если билет датируется после 20 января: пока неясно, как станут развиваться события, и не стоит затягивать проверку до тех пор, пока не грянет гром…

  • Сергей Занин

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: