Груз за плечами

2 ноября 2011 Груз за плечами

В начале октября одна из газет Петербурга совместно с Управлением по надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования провела рейд, дабы выяснить, соответствует ли сегодня вес школьного портфеля санитарно-гигиеническим нормативам. В результате выяснилось: существующая весовая норма превышается в 90% случаев!

На сегодняшний день тяжесть школьной «поклажи» регламентируют СанПиНы, устанавливающие допустимый вес учебников для учащихся начальной, средней и старшей школы. Так, для первоклашек разрешенный вес одной книги составляет 300 г, для учащихся 10‑х —11‑х классов — 600 г. Между тем вес самого ранца, дидактического материала, воды и спортивной формы правила не оговаривают.
Таким образом, учащийся начальной школы на положенные 4 урока в день регулярно приносит 1,2 кг одних только учебников и 0,3 кг всевозможных карандашей и фломастеров. Согласно нормативу в начальной школе допустимый вес полностью «снаряженного» портфеля должен составлять не более 1,5–2 кг, однако в ходе рейда были обнаружены портфели весом до 4 кг.
Специалисты сходятся во мнении: облегчать детскую ношу в первую очередь обязаны сами родители. «Семья должна следить, чтобы ребенок свое­временно выкладывал те книжки, которые в конкретный день ему не понадобятся. В ходе рейда одна из учащихся честно сказала: «А я все всегда ношу, мало ли пригодится? Хочу учиться хорошо!». Учится она, конечно, отлично, но таскает на себе вес куда больше нормы», — говорит Светлана Колесникова, заведующая отделом гигиены детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу.
Среди потенциально масштабных мер обсуждаются различные варианты облегчения жизни и портфелей учащихся «началки». Но тут всплывают нюансы.
Так, существуют примеры закупки второго комплекта учебников, которые могут храниться в классе, благо классы начальной школы имеют закрепленные за ними помещения. Таким образом, дома школьные малыши могут заниматься по своим «домашним» учебникам, а в классе — по «запасному» комплекту. Вот только кто будет оплачивать эти книги — школа, из выделенных ей средств, которым найдется еще десяток не менее важных применений, или родители — из собственного кармана — не ясно.
Второй вариант решения проблемы — разделение учебного пособия на полугодия. Таким образом, книга становится менее объемной и, по идее, более легкой. Правда, облегчение это приносит весьма условное — согласно нормам учебники издаются в твердой обложке, так что книга все равно остается увесистой, в то время как платить за две части в итоге приходится больше.
Еще одна альтернатива — переход на электронные книги. «В Петербурге со следующей четверти под строгим контролем стартует такой эксперимент. Учебники записываются на планшеты — правда, пока договоренность есть лишь с 2 издательствами, в то время как образовательный процесс нуждается в гораздо большем перечне. Кроме того, как раз начальной школы этот эксперимент не коснется — там особые требования к зрению, к тому, с какой бумагой и иллюстрациями должны работать дети. И потом, картинки для детей — помощь в восприятии, и переход на работу только с текстовой информацией станет ограничением возможностей развития ребенка», — говорит Юлия Лисовская, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования. К тому же, в случае удачного исхода эксперимента родителям, желающим чтобы их дети сменили книги на легкий планшет, устройство придется приобретать самим. А это, как все мы прекрасно понимаем, не всегда возможно ввиду наличия большого перечня других трат семейного бюджета, сопутствующих обучению детей в школе.
Любопытно, кстати, что с возрастом проблема «перевеса» отпадает сама собой: среди старшеклассников мало кто утруждается носить полный комплект учебников. Вот только стоит ли ждать, оставляя груз проблемы на детских плечах?..

  • Александра Ковалева

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: