Сигареты продают… из страха?

2 ноября 2011 Сигареты продают… из страха?

Статья 4 Федерального закона №87‑ФЗ «Об ограничении курения табака» запрещает розничную продажу табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет. В этом году закон отметил свое десятилетие. Между тем, по статистике, сигареты несовершеннолетним отпускают 59% продавцов!

Степень соблюдения законодательного запрета на продажу сигарет лицам младше 18 лет изучил исследовательский холдинг «Ромир». По результатам наблюдений и опросов, охвативших 22 региона страны, почти 60% продавцов не отказывают в приобретении сигарет несовершеннолетним покупателям, а 64% торговцев в момент покупки не удосуживаются хотя бы на словах поинтересоваться возрастом юного курильщика. Как оказалось, каждый пятый сотрудник торговой точки, стоящий за прилавком, вообще не в курсе, что продавать сигареты детям — незаконно. О том, что на продажу сигарет лицам, не достигшим 18 лет, существует законодательный запрет, знают 80% продавцов (что, впрочем, не мешает 59% из них отпускать табачные изделия детям, в очередной раз напоминая, что законопо­слушание — не самая сильная из наших национальных черт). Несмотря на явные проблемы со знанием законов, 66% продавцов отлично знают (и признают это), что для детей раздобыть табачные изделия сегодня не составляет большого труда. Трагедия в том, что 45% курящих подростков, по их собственному признанию, могли бы отказаться от курения, если бы сигареты оказались вне зоны их досягаемости (об этом свидетельствуют данные Агентства социальной информации).
Впрочем, винить продавцов в тотальном отсутствии правовой грамотности или ответственной социальной позиции было бы не совсем правильно. Среди причин, заставляющих продавать сигареты, три четверти респондентов указали трудности с определением возраста покупателя. И если при продаже алкогольной продукции сотрудник торговой точки может потребовать у покупателя паспорт, в случае с табачными изделиями подобная мера пока не предусмотрена. Как ни странно, двигает нерадивыми продавцами не столько жажда прибыли, сколько страх перед агрессией подростков — такой ответ дали 22% опрошенных. А 5% торговцев признались, что им попросту психологически трудно отказывать покупателю.
В поисках ответа на вопрос «что делать?» социально ответственная общественность собралась на III Всероссийскую конференцию по проблеме подросткового курения, которая состоялась в Петербурге в минувший вторник. В центре внимания оказались именно вопросы исполнения соответствующего законодательства в регионах России. Общественники, чиновники и бизнесмены объединили усилия, дабы выработать эффективные меры по борьбе с неисполнением Закона.
Организатором мероприятия выступил общественный Совет по проблеме подросткового курения, который уже реализует программу по предотвращению продажи табачных изделий несовершеннолетним в 30 регионах страны. Вместо клишированных лозунгов, в духе «курение-вред», Совет разработал ряд программ, которые с успехом реализуются во многих городах России. Одним из наиболее успешных экспериментов стало проведение специальных семинаров‑тренингов «Этика в продажах — сумей сказать «Нет!», адресованных управленцам, менеджерам по персоналу и, в конечном итоге, самим продавцам. Практика показала, что формирование ответственной позиции у работников торговли и информирование их о неотвратимости наказания за нарушение закона (которое на деле не так уж и устрашает продавцов) не являются панацеей. Тренинги, разработанные общественным Советом, призваны не только убедить продавцов отвечать отказом на просьбу ребенка продать ему заветную пачку, но и научить, как правильно это сделать. На деле, к 5% продавцов, боящихся подростковой агрессии, добавляются 6% тех, кто легко поддается на уговоры, и 14% тех, кто в принципе избегает диалога с несовершеннолетними. Таким образом, порядка четверти работников торговли в той или иной мере испытывают трудности с отказом, пусть даже и обоснованным законодательно. На семинарах тренеры рассказывают, как грамотно выстроить диалог с несовершеннолетними, как аргументировать свою позицию и при этом избежать острого конфликта. На сегодняшний день программой охвачены уже тысячи человек — руководителей и продавцов торговых сетей. И, по оценкам Совета, предлагаемые практики затем применяются в 70% предприятий, которые проходят обучение. Совет, кроме того, сотрудничает с учебными заведениями, готовящими будущих продавцов, а также предоставляет методички и памятки тем розничным точкам, которые не могут принять участие в тренингах.
В рамках конференции опытом делились гости из других городов, сумевшие собственными силами за счет городского бюджета наладить проведение встреч, тренингов и семинаров с работниками торговли,
Впрочем, несмотря на активные меры, курение по-прежнему остается самой пагубной привычкой современной молодежи. Участники форума уверены: так будет до тех пор, пока отношение к детскому курению в обществе не перерастет в остро отрицательное. Пока же жители городов России хоть и соглашаются с тем, что подросткам не престало курить, нередко сами помогают несовершеннолетним в приобретении табачных изделий. По крайней мере, получив отказ от продавца, 67% несовершеннолетних обращаются за помощью к старшим приятелям и взрослым. В большинстве случаев — увы! — небезрезультатно.

  • Наталья Белая

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: