Петербург хотят окольцевать по-царски

10 декабря 2014 Петербург хотят окольцевать по-царски

«В настоящее время готова «дорожная карта» по масштабному проекту «Императорское кольцо»: до 15 декабря предложения будут направлены в Москву, останется ждать окончательного решения в его пользу», — заявил, выступая 7 декабря на одном из круглых столов в рамках III Санкт-Петербургского международного культурного форума, вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов.

Проект «Императорское кольцо» действительно масштабен: он преду­сматривает создание межкультурного, исторического и научно-образовательного пространства на базе юго-западных пригородов Петербурга. Как предполагают идеологи «кольца», в него войдут Петергоф, Гатчина, Царское Село, Павловск, Ораниенбаум, Ропша, Кронштадт и Стрельна. Причем речь идет не только (да и не столько) о туризме: один из инициаторов появления проекта, директор расположенного в Гатчине НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, уверен, что в этом случае возможно построение принципиально нового инновационного пространства, в котором и жить, и работать, и отдыхать будет удобно всем, кто в нем окажется.

Отдыхать со смыслом

С туристической точки зрения речь идет о своеобразном «золотом кольце» региона, поскольку участвовать в «Императорском» будут практически все крупные музейно-парковые комплексы под Петербургом.

Для туристов идея и вправду хороша: «кольцо» протяженностью всего около 120 км до предела насыщено достопримечательностями, обладает развитой инфраструктурой и вполне понятной логистикой.

Однако включить в него предполагается не только такие раскрученные бренды, как Петергоф или Царское Село. Как подчеркнула руководитель ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, на базе дворцово‑паркового ан­самбля в Ропше, к примеру, планируется создание реставрационного центра, в котором могли бы обучаться делу 300–400 человек. «Создавать там новый музей вряд ли целесообразно — надо предлагать рынку что-то новое, — подчеркнула она. — А появление на базе этого комплекса в качестве якорного проекта реставрационной опытно-практической школы оправданно. Тем самым Ропша, достопримечательности которой сейчас находятся в ужасающем состоянии, со временем могла бы занять достойное место в туристических маршрутах по “Императорскому кольцу”».

Еще один интересный проект в рамках «кольца» предлагается реализовать в Кронштадте: речь идет о создании «Петровского дока» — современного музейного комплекса подводной археологии. Проект уникален, поскольку частично или полностью поднятые со дна Балтики суда будут экспонироваться в «Петровском доке» в… затопленном состоянии. Что позволит и увидеть их, и сохранить благодаря морской воде. Кроме того, там хотят организовать верфь исторического судостроения, выставочный центр и многое другое. По словам генерального директора ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Георгия Фокина, проект пока не имеет мировых аналогов и вполне может вписаться в любой туристический маршрут по пригородам Петербурга.

Красиво, но дорого

Что касается экономических параметров проекта, то, по оценке заместителя директора фонда «Центр стратегических исследований “Северо-Запад”» Марины Липецкой, только первый этап его реализации («Малое Императорское кольцо») потребует финансирования (из всех источников) в объеме около 60 млрд рублей.

Да и отдельные составляющие недешевы: по расчетам ГМЗ «Петергоф», на превращение ропшинских развалин в реставрационный центр со всеми его атрибутами потребуется от 4 до 7 млрд рублей инвестиций. «Только забор, которым мы наконец-то смогли обнести подведомственную нам территорию, обошелся в 3 млн рублей… — посетовала по этому поводу Елена Кальницкая. — И рассчитывать, что восстановление дворца и всего остального обойдется дешево, нет никаких оснований».

Планы при этом не менее грандиозные, чем сам проект: в перспективе планируется войти в топ‑20 наиболее посещаемых туристических центров мира, а уже к 2017 году, только благодаря восстановлению ряда достопримечательностей, турпоток по маршруту можно увеличить на полмиллиона человек. «А если в рамках проекта будут появляться и новые туристические объекты, показатель может увеличиться вдвое», — констатировала Марина Липецкая.

Вместе с тем колоссальные затраты идеологов проекта не пугают: по словам Михаила Ковальчука, когда после войны Царское Село лежало в руинах, мало кто верил, что со временем оно возродится во всем великолепии. «Сейчас нужно восстанавливать и строить другие объекты, которые могут составить основу нового инновационного пространства», — считает он.

Насколько своевременен проект — сказать сложно. Когда бюджет (а именно за его счет может реализовываться большая часть предложений в рамках «Императорского кольца») худеет на глазах, с одной стороны, вкладывать миллиарды рублей нет смысла. Однако, с другой стороны, очевидно: если дворцово‑парковый ансамбль в той же Ропше не будет восстановлен в ближайшее время, скоро восстанавливать там будет нечего. Не говоря уже о том, что идея организации под Петербургом жизни, работы и отдыха другого уровня так и останется на бумаге.

  • Сергей Занин

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: