Экология поверх жалоб и страхов

3 декабря 2014 Экология поверх жалоб и страхов

Петербургские экологи и сотрудники МЧС сообщили, что в последнее время от горожан стали чаще поступать жалобы на состояние окружающей их среды. Тему также активно развивают городские СМИ. Специалисты стараются прояснить ситуацию.

Жалобы действительно есть, и эксперты это признают. Однако Николай Филиппов, директор петербургского государственного геологического предприятия «Минерал» комитета по природопользованию Петербурга, уверяет, что в «городе — все нормально»: «Ситуация из года в год не меняется. Есть небольшие ухудшения по содержанию диоксида азота, углекислого газа. Превышение выбросов напрямую коррелируется с количеством транспорта в городе. Вы знаете, что основной источник загрязнения воздуха — автотранспорт, предприятия. Источники предприятий дают выброс в 72 тысячи тонн в год. Это цифра неплохая. А передвижные источники — автотранспорт — примерно 465 тысяч тонн. Цифра, к сожалению, растет. В этом году мы видим нормы одного ПДК».

Ряд инцидентов был связан с подземными водами. Проблемные локации — Левашово и Полюстрово. Как отмечают эксперты, свой негативный вклад вносят строители: изыскательские скважины, часто заброшенные, создают сложности. «Случаи водоизлива (порядка семидесяти пяти процентов случаев) — безобразие строителей. Требуются немалые усилия, чтобы их ликвидировать. Встречаются случаи, когда строители не желают вникать в тонкости геологии. Были два адреса, где есть проблемы с подтоплением подвалов (разрешение таковых требует немало средств). Когда, например, при строительстве дома умудрялись попасть сваями фундамента в горизонты подземных вод», — поясняет Николай Филиппов.

В последнее время городские СМИ освещали тему береговой зоны Финского залива, где происходят активные процессы разрушения.

Не секрет, что после того, как была построена дамба, ухудшилась ситуация в Приморском и Курортном районах. Конечно, целесообразность этого соору­жения не подвергается сомнению, но теперь усилилось давление воды на берега — скорость их отступания увеличилась и достигает до полуметра в год. Прогнозы экспертов весьма негативные.

Ущерб инфраструктуре города может составить около ста пятидесяти миллиардов рублей. Сложившаяся обстановка вынуждает принимать экстренные меры. На взгляд Николая Филиппова, в этом году необходимо создать генеральную схему берегозащиты. Специалист уверен, что на ликвидацию угрозы надо выделить около десяти миллиардов рублей. Правда, в городском бюджете соответствующей статьи расходов нет, хотя количество писем на имя губернатора и вице-губернаторов растет.

Что касается жалоб, то они действительно есть, признают специалисты. Как реагируют на них у нас в городе? Рассказывает Александр Салтанов, начальник отдела радиационной, химической и биологической защиты управления гражданской защиты ГУ МЧС по Петербургу: «В последнее время участились жалобы жителей — в основном на неприятный запах в окружающей атмосфере. Это может быть связано с последними событиями, произошедшими в Москве, может — просто граждане бдительность стали проявлять. Много обращений от жителей Приморского района. На них реагирует наша служба, выезжают оперативная группа или сотрудники. Привлекаются городские подразделения. Например, передвижная химико-радиометрическая лаборатория, проводящая замеры на содержание в воздухе опасных веществ. Привлекали специалистов Роспотребнадзора, Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры. Сейчас данными специалистами ведется мониторинг района, выясняется, какие предприятия могут выбрасывать химические вещества. Проводятся внеплановые проверки на них. Хотелось бы успокоить всех жителей города — ситуация находится под контролем. В круглосуточном режиме работает центр управления в кризисных ситуациях».

По словам Александра Салтанова, оповещение детских садов, школ в случаях, когда занятия на открытом воздухе могут нанести вред здоровью детей, происходит постоянно. Касательно случаев в Приморском районе было отмечено, что «свою лепту внесли» предприятия, а если конкретнее, то заводы по производству асфальта и пластмассы. «Их круг определен. Допускается, что на предприятиях есть недобросовестные руководители, которые в производственном цикле что-то используют. Выбросы и раньше были. Просто погодные условия способствовали их быстрому выветриванию», — поясняет Александр Салтанов.

Вместе с тем главный синоптик, заместитель начальника Гидрометцентра Александр Колесов подчеркивает, что основным источником загрязнения является автотранспорт: так, за минувшую неделю превышение в атмосфере содержания того же диоксида азота наблюдалось в центре, где практически нет промышленных производств. Но ничего страшного в этом нет, успокаивает эксперт. Норма ПДК превышена вдвое, тогда как настоящая опасность наступает, когда имеется превышение в десять раз. Синоптик объясняет: «Уникальные метеорологические условия. Осень, ноябрь — нечасто у нас в это время бывает антициклон. У нас должны быть наводнения, шторма. А две недели над всей европейской территорией России стоит мощнейший антициклон, повышенное давление. Это накладывается на что — влажный воздух, постоянно облачная погода, низкая температура воздуха у земли, на высотах — километр-полтора — температура выше, чем у земли. Постоянно образуется инверсия (аномальные перемены параметров в атмосфере с увеличением высоты. — Прим. ред.). В пиковые моменты загрязнения — 18, 24 ноября — инверсия была до пятисот метров. Это сдерживающий слой, за пределы которого не могут уйти загрязняющие вещества. К тому же в антициклоне совершенно слабый ветер. Нет промывания города. 22, 26 ноября подходил атмосферный фронт, усиливался ветер — ситуация улучшалась. А так — происходит накопление загрязняющих веществ».

К сожалению, специалисты не могут подсказать, как в случае подобных всплесков горожанам можно защитить себя и свое здоровье от неблагоприятных последствий. Похоже, загрязнения в пределах нормы следует просто пережить (марлевые повязки не помогут). На прямой вопрос о том, что можно сделать для очищения воздуха Петербурга, Николай Филиппов отвечает: «Следить за качеством топлива, запретить въезд старых автомобилей в исторический центр (понимаю, мера непопулярная, но во всей Европе, кстати, так делают). Это инфраструктура. Надо ликвидировать пробки — тогда будет гораздо лучше».

  • Николай Кузнецов

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: