Добро пожаловать, или…

25 февраля 2015 Добро пожаловать, или…

В Петербурге подвели итоги пилотного проекта социальной адаптации и интеграции семей мигрантов. Инициатива, реализованная организацией «Врачи — детям» при поддержке комитета по социальной политике, помогла выявить, что сегодня тревожит иностранных граждан в первую очередь. Об основных проблемах мигрантов и их семей «НП» рассказал руководитель проекта Константин Захаров.

— Константин Александрович, в последнее время тема адаптации мигрантов обсуждается не слишком активно. Сохраняет ли она свою актуальность для Петербурга?

— Все вопросы, которые так или иначе касаются социальной интеграции мигрантов и их семей, не потеряли своей остроты. Более того, они останутся актуальными еще долгие годы, поскольку проблема миграции не исчезала и, судя по всему, не исчезнет. Речь, прежде всего, о внешней миграции из бывших республик СССР, то есть так называемых безвизовых стран. Хотя сегодня ситуация постепенно меняется. Отчасти это связано со вступлением в силу в конце 2014 года дополнительных поправок к правилам, регулирующим порядок пребывания на территории страны иностранных граждан. Так, например, существенно ужесточились сроки, отведенные для их регистрации, а также период пребывания до момента обязательного выезда. Жестче стали и штрафные санкции за нарушение режима. С точки зрения регулирования самого миграционного потока нововведения вполне обоснованны. Однако мы взаимодействуем не с абстрактным потоком, а с конкретными семьями, и нам в этой связи открываются новые сложности. Так, скажем, дети мигрантов, которым и так непросто дождаться оформления всех бумаг для устройства в детский сад или школу, теперь через относительно небольшой период времени вынуждены будут прерывать обучение и уезжать с родителями на родину, чтобы возобновить учебу по возвращении лишь через несколько месяцев…

— В связи с этим какова была целевая группа проекта интеграции? Дети? Определенные категории семей?

— В своей работе мы стараемся оказывать консультативную поддержку всем членам семей мигрантов. Однако мы опираемся на концепцию миграционной политики России, которая была обнародована в минувшем году, так что в фокусе нашей работы преимущественно оказались те семьи, которые планировали остаться в Петербурге на длительный срок и намеревались оформлять вид на жительство либо же получать гражданство.

— В чем суть пилотной инициативы?

— При поддержке комитета по социальной политике организация «Врачи — детям» организовала две специализированные службы помощи мигрантам и их семьям. Службы появились на базе центров социальной помощи Калининского и Пушкинского районов. Оказывая квалифицированную помощь мигрантам, мы ставили себе целью попутно провести исследование и выявить основные потребности и сложности, с которыми сталкиваются эти люди. Потому и районы были выбраны не случайно: и в том и в другом проживает немалое число мигрантов… В течение года работы в общей сложности к специалистам обоих райо­нов обратились более 350 человек, 40 семей по результатам обращения были взяты на сопровождение.

— Какого рода помощь требовалась обратившимся в первую очередь?

— Основной объем обращений, разу­меется, оказался связан с юридическим тонкостями. Мигрантов интересовал порядок оформления документов для получения вида на жительство, а также документов, подтверждающих законность их пребывания в нашей стране. Второй по важности аспект — содействие в сборе и оформлении документов для устройства ребенка в детские сады и школы. Отдельной статьей стала также помощь в оформлении льгот и информирование мигрантов о тех медицинских учреждениях, в которых и они сами, и их семьи могут получить адекватную поддержку.

— Однако рассчитывать на получение услуг могли лишь иностранные граждане, находящиеся в Петербурге легально. А нелегалам службы помогали?

— Запуская проект, мы, повторюсь, делали упор именно на тех, кто находится в городе на законных основаниях и планирует остаться. Тем не менее мы осознавали, что обратиться к нам может и так называемый нелегал. Поясню: когда человек приходит в службу на базе центра социальной помощи, он называет имя, страну и указывает, где и когда он был зарегистрирован. Но социальные работники на местах не проверяют документы, так что, в общем-то, мигрант может утаить реальную информацию или же сказать, что он прибыл менее 7 дней назад… Но в этом случае надо понимать: отсутствие разрешающей документации рано или поздно выяснится, и это станет преградой на пути получения большинства услуг. Так что нелегальные мигранты могут рассчитывать на помощь — мы не отказываем никому, но лишь в формате разовой консультации по текущим вопросам. К сожалению, в этом случае о взятии его семьи на длительное сопровождение речи быть не может. Но об этом, как правило, такие посетители цент­ров и не просят. Зато, получив все необходимые документы и тем самым подтвердив свое намерение остаться в стране, семьи мигрантов могут рассчитывать на ту же поддержку социальных центров, что и подопечные им семьи россиян.

— Насколько охотно иностранные граждане обращались за помощью в службы, созданные в рамках проекта?

— Это вопрос не только доверия, но и информирования. Дело в том, что на протяжении долгих лет обращение в официальные инстанции, скажем так, не гарантировало получение помощи по запросу. Так что важнейшей задачей проекта было создание адекватного информирования о тех услугах, которые мигранты реально могут получить. Для этого мы постарались наладить информационную сеть. Так, информационные листовки (на двух языках) раздавались, в частности, в Пулково, где есть специальная зона, в которой мигранты заполняют соответствующие документы. Кроме того, в районных отделах Федеральной миграционной службы были размещены стенды, информирующие гостей города о том, какие услуги им готовы предложить центры социальной помощи данного района. Впрочем, семьи из Средней Азии — семьи закрытые, так что мы отдельно обратились за помощью к представителям национальных диаспор — они распространяли информацию по своим каналам. Проект, кстати, привлек и волонтеров из числа уже ассимилировавшихся мигрантов — уровень доверия к ним выше, чем к русским аутрич-специалистам.

— А эксперты открытых в районах служб проходили какую-то дополнительную подготовку для работы с иностранными гражданами?

— Да, и это наша особая гордость. За минувший год эксперты не только пилотных центров, но и других районных центров социальной помощи смогли пройти обучение в рамках 72‑часовой программы повышения квалификации. Программа эта разрабатывалась на базе государственного методического центра «Семья» (основной методический центр для всех учреждений социальной защиты города). Помимо этнокультурных особенностей мигрантов из разных стран, районные социальные работники досконально изучали основы законодательства, регулирующего правила пребывания мигрантов на территории России, а также порядок предоставления иностранным гражданам медицинской и других видов помощи. После этого им был предложен обязательный практический блок. Социальные работники выезжали в центр «Транзит», где пребывают дети мигрантов, нуждающиеся в помощи, а также посещали ряд НКО, оказывающих помощь приезжим семьям. То есть в рамках переподготовки все участники программы повышения квалификации окунулись в специфику практической работы с контингентом. Но мне хотелось бы подчеркнуть: информирование об этнокультурных особенностях ни в коей степени не стоит приравнивать к стигматизации. Изучение специфики — это не намеренное отчуждение, не попытка представить мигрантов как «других». Это лишь способ понять, как лучше подавать определенную информацию, какие услуги могут быть востребованы представителями той или иной страны и как люди к ним отнесутся. Это, если угодно, знак уважения к национальным особенностям. Всего за минувший год обучение прошли 30 работников районных центров социальной помощи.

— Каковы дальнейшие перспективы проекта?

— Уже разработаны методические рекомендации для специалистов, оказывающих помощь семьям трудящихся мигрантов, — «Социальная интеграция семей, имеющих в своем составе иностранных граждан». В данном издании проанализирован и представлен опыт работы пилотных специализированных служб, и мы надеемся, что это методическое пособие поможет специалистам районных центров социальной помощи раширять спектр услуг семьям мигрантов в Петербурге. Так что уже сейчас иностранные граждане, прибывающие в город, могут быть уверены: если они захотят остаться на территории Северной столицы на законных основаниях, им непременно окажут поддержку.

  • Подготовила Наталья Белая

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: