Ученые о том, как меняется отношение молодежи к труду

3 декабря 2014 Ученые о том, как меняется отношение молодежи к труду

Как молодые петербуржцы относятся к труду? Насколько важна для них работа и какой она должна быть? Об этом корреспондент «НП» поговорил с социологом, заместителем директора Центра молодежных исследований петербургского филиала НИУ ВШЭ Яной Крупец.

— Чтобы выяснить отношение молодежи к труду, вы проводили специальное исследование?

— У нас в центре проходит долгосрочный проект по изучению молодежи, поддерживаемый НИУ ВШЭ в рамках программы фундаментальных исследований. В этом году мы решили сконцентрироваться на значении труда и потребления в повседневной жизни молодых людей. Мы собрали 60 биографических интервью — это были беседы продолжительностью около двух часов. Молодые люди двух возрастных групп — 20–25 и 30–35 лет — рассказывали о своей жизни с фокусом на работу, доходы и расходы. Данные мы собирали по Петербургу, а на будущий год подали заявку, чтобы провести такие же исследования в Ленинградской области.

— Вы исследовали представителей разных профессий?

— Мы условно разделили молодых людей на тех, кто работает в крупном и среднем бизнесе, тех, кто работает в госучреждениях, и тех, кто занимается креативной и временной работой, подработками, фрилансом, кто открывает собственные небольшие компании.

— Насколько вообще сегодня работа важна для молодых людей?

— В рамках прошлогоднего проекта, посвященного гражданственности, выяснилось, что для молодых людей быть гражданином — значит хорошо исполнять свои профессиональные обязанности, поскольку участвовать в политике они в ряде случаев не могут или не хотят. А стать профессионалом, хорошо работать, платить налоги — это они понимают как свой гражданский долг.

Сегодня принято говорить, что для поколений, которые социализировались в советское время, труд был ядром, вокруг которого выстраивалась остальная жизнь, а для нынешней молодежи работа не так значима, что они больше занимаются саморазвитием или потреблением. Но результаты нашего исследования говорят о том, что работа остается важной частью, вокруг которой выстраивается биографический проект.

— Как молодые люди видят идеальную работу?

— Идеальной работой практически все называли ту, что приносит определенный уровень дохода. Желание заниматься волонтерством, работать только ради какого-то дела, наверное, уходит в прошлое. Но, с другой стороны, одного дохода молодым людям недостаточно. Не менее, а в ряде случаев и более важный для них момент — работа должна быть интересной. Они не всегда могут объяснить, что это такое, но в качестве антитезы приводят работу монотонную, рутинную.

— Наверняка интересной считается какая-нибудь креативная деятельность?

— Интересный труд — необязательно интеллектуальный, он может быть и сервисным.

В разговорах о работе часто звучит тема хобби. Это очень интересный феномен. Хобби может рассматриваться как желаемая работа, как область, в которой человек хочет профессионализироваться. Или хобби является альтернативой работе, спасает от нее. Речь может идти о чем угодно — от фэшн-журналистики до кулинарии.

— Частая смена работы — тоже массовое явление?

— Такая ситуация очень распространена. Причем молодые люди могут менять не только саму работу, но и сферы деятельности.

— А как же карьерный рост?

— Традиционная карьера, когда ты начинаешь работать на одном месте и растешь от клерка до директора фирмы, лишь одна из возможностей, при этом желанная далеко не для всех.

— То есть подход к карьере со временем изменился?

— Есть разные случаи, о единых тенденциях сложно говорить. Есть разные смыслы карьеры. Один из них — желание получить новую должность, чтобы зарабатывать больше денег. Это классическая ситуация, когда человек работает в одной сфере или в одной компании. Но молодых людей, как правило, не устраивает перспектива долговременного ожидания карьерных высот. У наших информантов такого нет, если только они не работают в бюджетных организациях, институциях с четкой структурой.

— Что они говорят о своем будущем?

— Многие рисуют его очень широкими мазками, четкого понимания того, что будет через десять лет, у них нет. Иногда это приводит к неудовлетворенности сегодняшним днем. Человек может сменить множество работ, заниматься нелюбимой работой и понимать, что у него потеряно время, которое он мог потратить на то, чтобы начать с нуля.

— Насколько, по словам молодых людей, учеба помогает в работе?

— Многие говорили, что ценность знаний, приобретенных в университете, для работы невелика — либо в вузе не было практики, либо полученный уровень знаний не нужен на рабочем месте, либо речь идет о работе в другой области. При этом многие отмечают, что образование помогло им развить общие компетенции — научиться анализировать, хорошо говорить, читать, усваивать информацию, и это оказывается значимым.

— Насколько важны место, среда, в которой приходится работать?

— Образ креативной работы в креативном офисе с крутым дизайном, конечно, многим симпатичен. Но в первую очередь говорят не про место, а про график. Он важен не только для студентов, которые совмещают работу с учебой. Многие заявляют, что никогда не смогли бы работать в офисе с 9 до 18 часов или что могут работать в офисе, но у них должна быть возможность договариваться с начальством о дополнительных выходных или о переносе выходных на будни. Важна подвижность графика, чтобы управлять своим временем. Это особенно актуально для молодых женщин с ребенком.

— Женский подход к работе отличается от мужского?

— В наших интервью девушки в основном говорят, что хотят работать. При этом у них даже могут быть патриархальные установки — например, они могут считать, что главное, чтобы работал мужчина, чтобы он получал больше, женщина должна воспитывать детей. Но практика показывает, что работа для девушек все равно важна как определенный статус, как возможность иметь независимость, самореализоваться. Домашняя, материнская роль иногда входит в конфликт с рабочей ролью.

— Популярна ли среди молодых людей работа на фрилансе?

— Удаленная работа, конечно, устраивает многих. Правда, трудности с организацией времени при этом озвучиваются чаще, чем страх остаться без денег и заказов. Но об этих трудностях отзываются, в основном, как о пройденном этапе. Многие фрилансеры говорят, что хотели бы уехать куда-нибудь на Тихий океан, но пока продолжают работать в основном из дома.

— Почему? Потому что не решаются сменить обстановку?

— Всего процентов 15 опрошенных хотели бы уехать за границу. Большинство не планирует жить в другой стране. Мотивы могут быть разными, например, патриотизм, но не связанный с социальной риторикой, а эмоциональный: «Я бы поехал, но не насовсем, ведь у меня здесь родители, дом, я привязан к этому месту, не хочу отрываться от корней». Второй момент — страх потерять социальный статус. Многие говорят, что хотели бы уехать, но только по приглашению. Целенаправленный поиск программ и возможностей встречается редко. Боятся ехать из-за проблем с языком, из-за отсутствия связей, из-за того, что там к тебе будут относиться как к мигранту. У многих информантов есть опыт участия в проектах work&travel, но они говорят, что за рубежом наши соотечественники работают в основном в сервисе, а это нежелательный вариант. Интересно, что здесь те же самые люди могут работать в том же самом сервисе, но если на родине это воспринимается ими как временный этап, то за границей — как максимум, как предел возможностей.

— Какие профессии или специальности сейчас наиболее по­пулярны?

— Сложно сказать. Поражает богатство опыта работы у молодых людей, количество смен работы, всевозможных перемещений, особенно у гуманитариев. Многие, естественно, начинают работать еще во время учебы — в сервисе (он доминирует по охвату), на менеджерских должностях, в свадебных салонах, открывают собственную пекарню.

— Молодые люди положительно относятся к предпринимательству? Как они оценивают свой опыт в этой сфере?

— Предпринимательство звучит заманчиво, особенно для тех, кто работает не в бюджетной сфере. Открытие своего дела рассматривается как шаг в карьере. Например, «я работаю в парикмахерском салоне, а когда набираюсь опыта и накапливаю собственную клиентскую базу, открываю свою парикмахерскую». То же самое можно сказать про турфирму, ресторанчик, паб. Такой подход особенно характерен для сферы сервиса. Для тех, кто собирается в ней оставаться, это очень перспективно. Некоторые открывают свое дело случайно, не имея четких планов, когда подворачивается такая возможность. Например, девушка начала печь пироги, и все посчитали их вкусными. Она привлекла родителей и мужа и открыла свое производство, хотя никогда не собиралась заниматься выпечкой. Свое дело может быть совсем маленьким и приносить совсем маленький доход, в три-четыре раза меньше желаемого, предприниматель может нуждаться в помощи со стороны. Но все равно быть предпринимателем, иметь свой бизнес для многих важно.

  • Беседовала Нина Фрейман

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: