Запрет с надеждой на будущее

30 июля 2014 Запрет с надеждой на будущее

Запрет на хранение персональных данных за границей, может быть, не так страшен и вреден, как кажется.

Принятие Госдумой РФ в третьем чтении изменений в закон о хранении персональных данных может привести к невозможности бронирования различных туристских услуг на международном уровне. Однако, поскольку случится это не сейчас, посыпать голову пеплом и говорить, что россиян отлучили от Booking.com и прочих сервисов, преждевременно.

Для тех, кто не в курсе: законопроект, предложенный депутатами от ЛДПР Андреем Луговым и Вадимом Деньгиным, а также представителем КПРФ Александром Ющенко, делает обязательными запись, обработку и хранение персональных данных граждан России в базах данных, расположенных на ее территории. Под действие закона подпадают любые сайты, обрабатывающие персональные данные, — от социальных сетей до сервисов по продаже авиабилетов. Фактически речь идет о том, что сведения о россиянах обязательно должны храниться на серверах, расположенных не где-нибудь, а в границах РФ. Для нарушителей предусмотрено и наказание: для начала тех, кто не реализует норму, внесут в специальный реестр, а затем, если сайт-нарушитель не выполнит предписание Роскомнадзора об устранении ошибки, его заблокируют.

Почему этот «черт» страшен не так, как его малюют? Во‑первых, закон вступает в силу только через два года (с 1 сентября 2016‑го), и у компаний еще достаточно времени для того, чтобы обзавестись дата-центрами в России. Хотя сделать это не так просто, а главное — недешево.

Во‑вторых, даже эта дата может быть отодвинута: в этом году, например, должна была вступить в силу норма о том, что перевозить детские тургруппы можно только на автобусах в возрасте не старше 10 лет, — ее «сдвинули» сразу на год.

В‑третьих, не исключено, что и изменения в закон о персональных данных, который многие специалисты оценивают не иначе как «сырой», еще будут пересматриваться, поскольку некоторые его параметры действительно становятся поперек процесса интеграции нашей страны и мирового туристического сообщества. Ведь доступ не только к социальным сетям Facebook или Twitter, но и к ресурсам Booking.com или Amazon.com стал для многих наших соотечественников само собой разумеющимся: если закон вступил бы в действие сейчас, то пользоваться ими стало бы невозможно.

Какие явные «дыры» видны в этом законе невооруженным глазом? По оценкам специалистов, таких «косяков» в нем, по крайней мере, три. Первый — отсутствие реального механизма, позволяющего быстро проверить, где на самом деле хранятся данные пользователей. И это для России обычное дело: закон есть — а как его реализовывать, никто не знает. Второй пробел — отсутствие точной информации о том, какая категория личных данных должна оставаться в РФ. Идет ли речь только, например, о ФИО и общих данных паспорта или о другой личной информации. Третий — лишение россиян права выбора, так как если раньше человек мог дать согласие на обработку своих данных независимо от того, где она будет осуществляться, то сейчас это право исчезает напрочь.

Что бы произошло, если закон вступил в силу сейчас? Фактически любые действия с использованием элементарных персональных данных, предусматривающих их передачу за кордон, стали бы невозможны. То есть ни оплатить покупку в интернет-магазине, ни заказать авиабилет, ни забронировать отель стало бы почти нельзя. Причем даже в том случае, если речь идет об «Аэрофлоте» или «Трансаэро». Почему? Дело в том, что для бронирования авиабилетов во всем мире используются системы GDS, серверы которых находятся за рубежом. «Аэро­флот», к примеру, использует GDS Sabre, а «Трансаэро» — Gabriel. Увы, но до сих пор действующая отечественная GDS «Сирена» (ее использует «ЮТэйр») не слишком популярна из-за несоответствия требованиям современности. По сообщениям СМИ, компания «Ростех» приступила к созданию национальной системы бронирования авиабилетов и хранения данных авиапассажиров, однако, когда будет получен результат и она начнет коммерческую эксплуатацию, неизвестно: по экспертным оценкам, для этого понадобится не менее пяти лет.

«Для того чтобы забронировать

отель или билет, в гостиницу или авиа­компанию обязательно передаются имя, фамилия и другие данные (например, адрес электронной почты) человека, поэтому такие действия явно подпадают под действие закона, — считает директор по развитию бизнеса агентства Pososhok.ru Кирилл Фаминский. — И если бы закон вступал в силу сейчас, это могло привести к ликвидации туристического рынка». Солидарен с ним и Александр Сизинцев, генеральный директор компании Biletix: по его мнению, в настоящее время отказ от работы с зарубежными серверами приведет к тому, что на деятельности российских онлайн-трэвел-агентств будет поставлен крест.

Остается надеяться, что в ближайшие два года либо этот закон не станет нужен, либо найдутся какие-то другие способы летать и бронировать…

  • Артем Владимиров

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: