Дик Свааб возвращает мозги

11 июня 2014 Дик Свааб возвращает мозги

В петербургском Доме книги прошла встреча с выдающимся нидерландским ученым и популяризатором науки Диком Сваабом. Его знаменитая книга «Мы — это наш мозг» уже стала научно-популярным бестселлером во многих странах мира. Пришел черед России. В Петербурге голландский исследователь рассказал о своей работе, прочел небольшую лекцию и ответил на вопросы горожан.

Сразу стоит пояснить, что деятельность Дика Свааба за последние два десятилетия перевернула традиционные представления о самых, казалось бы, привычных вещах и разрушила массу устоявшихся стереотипов. Под влиянием его трудов произошли изменения не только в массовом сознании и в медицинской практике, но и в законодательстве нескольких стран мира. Учитывая нынешнюю ситуацию в России с ее широко декларируемым возвратом к «истинным ценностям», выступление Дика Свааба получило особенно актуальный характер.

Голландский ученый считается крупнейшим мировым экспертом в области исследований работы человеческого мозга. Дик Свааб руководит исследовательской группой в Нидерландском институте нейробиологии, в течение тридцати лет возглавляет Нидерландский институт мозга. Свааб является кавалером ордена Почетного легиона и обладателем других престижнейших наград.

Книга «Мы — это наш мозг» наделала много шума. Прежде всего потому, что дает самые неожиданные ответы на важнейшие вопросы о гендерной идентичности, гомосексуальности, религиозности, родительском поведении, агрессии, свободе воли и т. д. Опираясь на результаты научных исследований, Дик Свааб объясняет явления и показывает, на какой стадии и как в нашем мозгу зарождаются черты характера, вкусы, убеждения и сексуальная ориентация.

Само собой, научные выводы и наблюдения ученого многих возмутили и обидели: религиозные ортодоксы, защитники традиционной морали, гомофобы, феминистки, разного рода радикалы и консерваторы — возмущения хватило на всех, кто в порыве самоидентификации цепляется за внешние признаки. Сторонники навешивания ярлыков и удобных обобщений до сих пор не скупятся на гневные отповеди и даже угрозы в адрес исследователя. Однако с наукой спорить трудно, и возможность по-новому взглянуть на самих себя привлекает миллионы людей. В том числе и у нас в стране.

Возможно, поэтому встреча в Доме книги прошла с огромным успехом и длилась больше двух часов. Дик Свааб дал ответы на самые разные вопросы. Приводим некоторые из них.

— Что лучше для развития ребенка: создавать ему «тепличные условия» или, наоборот, строго во всем ограничивать?

— Мы должны следовать за естественным ритмом взросления ребенка: есть примеры, когда люди стараются в 2–3 года научить ребенка читать и писать, — это рано! И это агрессивно для детского развития. Не нужно слишком наседать на ребенка. Самое лучшее — пробудить в ребенке интерес, а не насиловать его в плане изучения чего-то конкретного.

— Существует ли влияние космического или божественного на человеческий мозг?

— Есть единственное воздействие, которое исходит из космоса: это радиация. Радиация вызывает мутации, физические нарушения — это то, чем мы располагаем из космоса.

— Проводились ли исследования неблагоприятных факторов, влияющих на развитие ребенка еще до зачатия? В частности, на формирование сексуальной ориентации? Или вы считаете, что это генетически запрограммировано?

— Да, действительно, множество факторов влияет на заболевания и особенности развития мозга. В частности, при возрасте матери более 35 лет увеличивается частота заболевания синдромом Дауна, при возрасте отца старше 45 лет увеличивается частота таких заболеваний, как аутизм и депрессия. Но также, естественно, все химические, медикаментозные воздействия могут иметь пагубные воздействия. При этом для меня всегда большой сюрприз, если в каких-то случаях не работает такой фактор, как возраст родителей. Также на сексуальную ориентацию воздействует стресс во время беременности.

— Не боится ли профессор Свааб, что добровольная эвтаназия превратится в принудительную?

— Если говорить об эвтаназии в Нидерландах, эта проблема регулируется только пожеланием пациентов, и нет никаких указаний на то, что имеется тенденция, будто дети используют эту возможность, для того чтобы прекратить жизнь своих родителей. Когда принимается решение об эвтаназии, недостаточно только доктора, который участвует в этом процессе. То есть это коллектив независимых врачей, которые участвуют в этой проблеме и в принятии решения действительно провести эвтаназию. Необходимо также длительное время на обдумывание этого вопроса. В Нидерландах пожилые люди очень образованные, и, даже если их дети захотят навязать им какое-то свое мнение, это практически невозможно.

— В последнее время мы видим во всем мире мальчиков с проявлением феминистических наклонностей и девочек, увлекающихся спортивными единоборствами и с короткой стрижкой. Стало больше гомосексуальных браков. Это дань моде, подражание киногероям и музыкантам или воздействие генетики? Или же причиной является медикаментозное воздействие во время беременности?

— Сексуальное поведение определяется тем, как оно сформировалось во внутриутробном периоде, и нет никаких четких доказательств того, что какое-либо общество влияет на распространение гомосексуализма. В разных странах, расположенных в разных регионах планеты, частота этого явления одинакова — имеются в виду те страны, где можно открыто заявлять о своей сексуальной ориентации. Кроме того, в крупных городах эта проблема не так остра, как в маленьких деревнях, откуда люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, в общем-то, и стараются переезжать в крупные города.

Один из гормональных препаратов, который использовался при беременности — диэтилстилбэстрол — сейчас не используется. Было выявлено, что этот препарат реально влияет на социальную дифференциацию и на различные системы и органы человека. Сейчас женщины все более и более избирательны, когда им предлагают принимать те или иные препараты: скорее они отказываются или советуются, прежде чем начать их принимать.

— Вы говорите, что у человека нет свободной воли и все предопределено. Как это должно повлиять на законодательство? Ведь убийцы и другие криминальные элементы могут просто заявить, что они не могли действовать иначе: они такими рождены.

— Во многих людях заложено стремление к агрессивности, но процент людей, которых агрессивность толкает к повторяющимся преступлениям, не так велик. Все равно в обществе должна продолжать существовать определенная система наказаний за определенные преступления. Если правительство и полиция перестанут это делать, рассматривая какие-то причины, то общество начнет само наказывать, как это происходит в обществе, например, животных, где тоже существуют социальные и моральные правила и эти правила поддерживаются. Другой вопрос, какое наказание является эффективным? И в зависимости от возраста определенное наказание может нанести ущерб, особенно когда это связано с наказанием совсем молодых еще людей и с прекращением их образования. Тюрьма сама по себе не воспитывает человека, однако наказание тоже является определенным сигналом для мозга, таким же, как и другие. Сделал что-то не то — тебя наказали. Это должно останавливать.

— Делались ли операции по пересадке мозга у человека? И если да, к чему эта операция привела?

— Были попытки пересадки, но не всего мозга, а определенной его части. Это касается болезни Паркинсона, при которой наблюдается дефицит так называемой «черной субстанции». Когда у эмбриона берут часть этого участка, который отвечает за определенные функции, и пересаживают пациенту с болезнью Паркинсона, то, по наблюдениям врачей, после такого вмешательства ему требуется меньше лекарств. Эти эксперименты, естественно, проводятся на животных, и пока достаточной эффективности не получено, поэтому еще рано переходить к исследованию этих процессов у человека.

— Мы много говорили о положительном влиянии музыки на развитие и формирование ребенка. Какие еще воздействия и влияния полезны для мозга?

— Нет конкретных стимулов, которые влияют на развитие мозга ребенка в утробе матери. В основном нужно избегать пагубных воздействий: достаточно отдыхать, не подвергаться стрессу, употреблять здоровую пищу, находиться в нормальном здоровом окружении. А когда ребенок рождается — не подвергать ребенка стрессу, прислушиваться к его интересам, внимательно наблюдать за ним и ни в коем случае не давить. Моя бабушка занималась музыкой и постоянно пыталась научить меня играть на фортепиано. Она все время удивлялась, почему я не достигаю таких же успехов, как другие ученики. Это яркий пример: мы должны наблюдать за тем, к чему ребенок тянется сам, а не «прессовать». Кстати, музыка — мощный и разнообразный стимулятор. Когда человек находится еще в утробе матери, он очень чувствителен к ней и после рождения может даже вспомнить мелодию.

— Как отодвинуть старение и умирание мозга?

— Активно тренировать, стимулировать мозг к работе. Например, учить иностранные языки… Выявлено, что у людей, которые с детства учили два языка, болезнь Альцгеймера в среднем наступала на 5 лет позже. Пожилым людям тоже надо учить языки — и обязательно много гулять на свежем воздухе. Найдите интересную работу, постоянно совершенствуйтесь — все это защитит вас от раннего старения и умирания мозга. Если вы хотите получать удовольствие от жизни, живите в соответствии с тем, как развивается ваш мозг!

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: