Духовность по школьной программе

19 февраля 2014 Духовность по школьной программе

Не секрет, что введение «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и особенно модуля «Основы православной культуры» в школьную программу вызвало нешуточный резонанс… На момент внедрения ОРКСЭ выбор в пользу «православного» модуля сделали лишь 6 % родителей, но после «разъяснительной работы» этот показатель возрос троекратно…

Напомним, что с 1 сентября 2013 года в силу вступил Закон об образовании в Российской Федерации, статья 87 которого декларирует принципы изучения курса ОРКСЭ в 4‑м классе общеобразовательных учебных заведений. Так, согласно п. 1 ст. 87, предметы, ориентированные на получение школьниками знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России (в том числе, очевидно, и модуль «Основы православной культуры»), внедряются с тем, чтобы личность ребенка развивалась «в соответствии с семейными и социокультурными ценностями».

Между тем многие россияне вообще не понимают самой сути «конфессиональных» модулей, не понимают, зачем они нужны, в принципе. И если «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» в глазах родителей выглядят более-менее светскими дисциплинами, то «Основы православной культуры» в их представлении имеют отношение скорее к воскресной школе, чем к школе общеобразовательной (хотя ведут его светские педагоги).

Многие родители до сих пор уверены, что основы православной культуры — не что иное, как насаждение религии, затеянное ортодоксами в попытке приумножить собственную паству. Представители РПЦ в ответ спешат напомнить, что это они были инициаторами введения «светской этики» в школах как альтернативы этике религиозной. Они также уверяют, что в рамках ОПК никто не собирается призывать детей к молитве и запугивать их Страшным Судом.

«Отвечая на подобные «упреки» оппонентов, хочу еще раз сказать: друзья, церковная миссия осуществляется совершенно другим способом! Конечно, православная церковь с особым трепетом относится именно к этому модулю… Но лишь потому, что через данный курс мы утверждаем необходимость развития, как сказал один из современных богословов, «вкуса к нравственности» у современных школьников. Прививать этот «вкус» возможно через изучение традиционной для России культуры, в том числе культуры религиозной. Ведь, говоря о духовности, мы говорим о религиозно-этической составляющей бытия человека. Другого понятия слова «духовность» не может быть», — уверен заместитель председателя отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии, заведующий сектором православного образования и основ православной культуры, священник Илия Макаров.

По его словам, изучение этой культуры никоим образом не связано с религиозной практикой. «Религиозная практика — свободное решение каждого, его личное право действовать согласно убеждениям или поступать в рамках каких-то других правил. Но чтобы этот выбор был, убеждения нужно сформировать. Если этого не происходит в рамках образовательного процесса, человек попросту дезориентируется, не знает, как реагировать на то или иное событие. Проще говоря, ему сложно выбрать между добром и злом. Духовное просвещение как раз дает возможность четко ориентироваться в этих понятиях», — считает господин Макаров. Он не пояснил, почему без этой помощи долгое время обходились миллионы наших граждан, включая нынешних родителей, но, судя по всему, они, в понимании священника, как раз и являются теми дезориентированными людьми, которым вовремя не помогли выбрать между добром и злом.

В этой связи закономерно возникает вопрос о пользе модуля, посвященного светской этике, ведь получается, что она лишь мешает сделать тот самый выбор и служит бездуховной альтернативой православной системе ценностных ориентиров. Священник Илия Макаров в завуалированной и размытой форме дает понять, что у поборников «истинных ценностей» не может быть на этот счет сомнений: «Приведу пример. Задача инспектора на дорогах — зафиксировать нарушение, а не воспитать человека так, чтобы он правил не нарушал. Формировать уважение к правилам — задача традиционной культуры. И если корни нашей культуры уходят в православное мировоззрение, зачем придумывать что-то еще? Мы новую религию не выдумаем, новую культуру для России не создадим. Но у нас есть то основание, которое мы можем обновить, преобразить, переосмыслить».

Эффективность «переосмысления» прослеживается в цифрах: с момента внедрения ОРКСЭ, процент родителей, из всех возможных модулей выбравших для ребенка «Основы православной культуры», увеличился с 6 % до 23 %. Эксперты объясняют рост «правильной» разъяснительной работой, которая, впрочем, долгое время вызывала нарекания в различных регионах. Жалобы, которыми пестрел интернет, в основном касались невозможности адекватного выбора модуля: на родителей либо давили, требуя немедленно принять решение, либо толком не разъясняли суть различий…

«Сегодня проблема родительской неграмотности в вопросах духовного просвещения ребенка остается актуальной, — высказывает озабоченность начальник отдела общего образования комитета по образованию Санкт-Петербурга Надежда Спиридонова. — Вот только решать ее нужно гораздо раньше 4‑го класса, на ступени дошкольного образования. Мне кажется, уроки добра и веры должны начинаться еще в дошкольных учреждениях».

Недооценивать серьезность намерений властей и представителей РПЦ не стоит: согласно новым федеральным стандартам, начиная с 2014 года появится предметная область под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

«Хочется, чтобы родители понимали: все эти нововведения нацелены не на то, чтобы заморочить детям голову, а на то, чтобы, разгрести тот «мусор», который сегодняшнее информационное пространство туда вкладывает…» — резюмирует Илья Макаров. Что конкретно священник называет «мусором», он пояснять не стал.

 

МНЕНИЕ

 

Каким образом стоит воспитывать в детях моральные ценности, должны ли в этом участвовать церковь и школа? «НП» обратились к петербуржцам, чтобы узнать мнение горожан.

 

Денис, бухгалтер, 36 лет:

Старший сын как раз изучает сейчас «Основы мировых религиозных культур» — решение о выборе предмета было принято на родительском собрании, разногласий не было. В классе учатся и дети из мусульманских семей, так что «Основы православной культуры» как-то никто особо не рассматривал.

Евгения, 28 лет, менеджер:

По-моему, все эта свистопляска лишена смысла. Вот спросите родителей: как они воспитывают ребенка? 99 % ответят: собственным примером. Никто не держит у себя на полке книгу по практике воспитания. Я так думаю, что если смысл всех нововведенных дисциплин не в навязывании религиозного мировоззрения, а в формировании шкалы моральных оценок «хорошо-плохо» или «добро-зло», то не нужно все это.

 

Александра, 24 года, программист:

Нам пока рано думать о выборе модуля, сыну 2 года. Но если бы выбирать нужно было завтра, я бы отдала ребенка на «Основы светской этики» или на «Мировые религии», но на «Основы православной культуры» — никогда в жизни. Не могу отделаться от представления о том, что на этих уроках священник будет помахивать кадилом и рассказывать о том, как черти жарят грешников на сковородках в аду! Я человек, далекий от религии, и допускаю, что не очень владею темой и могу преувеличить. Но на уроках истории нам внятно рассказывали о религиях в историческом ключе. Я считаю, что школа — храм наук, там надо учить физику и математику, а если кому не хватает нравственности — пусть идут в воскресную школу.

 

Максим, 31 год, маркетолог:

Есть в одной из современных песен такая фраза: «Полумесяц или крест на груди — есть звери и люди среди тех и этих». Знаете, что меня удивляет? Вот вы говорите: мораль, нравственность, толерантность… Но вообще-то разделение на «конфессиональные модули» еще больше подчеркивает разрозненность, вам не кажется? Светская этика — тоже блажь, по-моему. В школе максимум, что я допускаю — «Основы мировых религий». В том виде, в котором их читают в светских вузах. Безо всякой мистики, чудес и прочего. Чтобы курс просто объяснял, в чем суть, различия и сходства мировых религий. Чтобы он воспитывал уважение к «другим» и вообще-то объяснял, что не все мусульмане жаждут кровавой расправы над христианами… А понимание высоких идеалов вроде Родины и Народа — должно идти из семьи. И из русской литературы.

  • Наталья Белая

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: