Весь ужас мира в гости к нам

Весь ужас мира в гости к нам Другие фото:
27 августа 2013 Весь ужас мира в гости к нам

Способны ли петербуржцы к эмпатии? Открывшаяся в «Этажах» выставка World Press Photo 2013 показала, что красивая ретушь смерти и пыток пока не убила в жителях Северной столицы способность испытывать искренний ужас от вида человеческих страданий. С другой стороны, посетители обсуждали несколько странные для самого престижного конкурса фотожурналистики вопросы. Например, в каком году на выставке было больше чернухи? В прошлом или в этом? И «фотошопил» ли свой снимок Пол Хансен? Или его крутой фотоаппарат уже «шопит» карточку во время съемок?

В этом году World Press Photo не обошелся без скандала. Автора «фотографии года»– Пола Хансена обвинили в монтаже снимка, на котором он запечатлел мужчин, несущих тела погибших детей по улицам Газы. И хотя на следующий же день обвинения аргументированно опровергли эксперты из World Press Photo (оказалось, что Хансен взял два негатива фотографии с разным динамическим диапазоном и просто наложил их друг на друга), осадочек, как говорится, остался. Ведь устоявшийся формат конкурса — войны Ближнего Востока, жути радикального ислама и «вишенка на торте» из серии «как делают подпольные аборты в Африке»  — и на этот раз оказался верен себе: World Press Photo все больше уходит от жанра классического репортажа в ретушированные зарисовки жизни стран третьего мира.

«Я не понимаю людей, которые говорят, что это чернуха, которую не надо показывать. Если кому-то хочется позитива, пусть прется в Музей шоколада. Задача World Press Photo вовсе не напугать, а показать сытым бюргерам людей, которые, возможно, нуждаются в их помощи. По крайней мере, эти страдальцы заслуживают того, чтобы их история была рассказана цивилизованному миру. Хотя людей сейчас не пробить — они настолько пресытились видом чужого страдания, что воспринимают его как компьютерную игру», — эмоционально поделилась с корреспондентом «Новостей Петербурга» студентка СПбГУ Ольга.

На глазах у некоторых посетительниц, преимущественно женского пола, действительно блестели слёзы. Однако совсем другой эффект выставка вызвала у питерского фотографа Алексея: «Такое ощущение, что фотографов не интересует ничего, кроме крови, мяса, войны и горя. Посмотрите, здесь половина фотошопа и постановки! Сомнения нет, что карточки красивы, но это не репортаж. По-моему, конкурс уже давно не несет никакой миссии — красиво обработать в редакторе историю того, как мучается человек, — это не фотоискусство. Фотография должна погружать в атмосферу, заставлять сочувствовать, вызывать эмоции. Выставка, где показана одна чернуха по определению, не может этого вызвать — зритель «приедается» ужасами и начинает воспринимать их как красивые гламурные картинки».

Кстати, некоторые посетители удачно подметили: после World Press Photo не покидает ощущение, что ты живешь в раю. Может быть, именно на этот эффект рассчитывает жюри самого престижного конкурса фотографии, из года в год оставаясь верными тематике ужасов жизни на земле?

Напомним, что World Press Photo проводится ежегодно с 1955 года. В этом году участие в конкурсе принимали профессионалы из 124 стран. Россиянин Сергей Ильинский занял второе место в категории «Sports Action».

  • Яна Плотникова

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: