Игра без адаптаций

13 августа 2013 Игра без адаптаций

В начале августа на сцене «Упсала-Цирка» «Театр без Границ» представил зрителям очередной спектакль — «Колыбельная Ветра. Wogende Schatten». О том, что стоит за трогательной историей и как особые артисты вместе с профессиональными актерами по крупицам создают целый мир, — рассказала Елена Шифферс, координатор Арт-студии СПб БОО «Перспективы».


— Елена, расскажите, пожалуйста, об истории проекта «Театр без границ»?
— «Театр без границ» — международный проект, родившийся благодаря инициативе петербургской БОО «Перспективы» и швейцарской общественной организации «BridgingBorders». Именно благодаря этой инициативе состоялось знакомство участников театральной студии «Перспектив» и интегративного театра ассоциации Giullari di Gulliver.
Театральная студия «Перспектив» появилась в 2000 году, став частью программы поддержки людей с особенностями в развитии, которые живут в Психоневрологическом интернате № 3 Петергофа. Ее работа направлена на улучшение психофизического состояния людей, проживающих в интернате, на реализацию их возможностей интегрироваться в общество. Каждый год студия выпускает спектакль (спектакли создаются по мотивам произведений Хармса, Шекспира, Пушкина, Рильке, Сент-Экзюпери, Клариссы Эстес, Ежи Гротовского).
Что касается интегративного театра ассоциации Giullari di Gulliver («Шуты Гулливера»), то он появился 20 лет назад. Ее создатели Антонелло Чеккинато и Приска Морнаджини использовали опыт передвижного театра, представления которого показывались в различных летних лагерях Тичино (итальянская Швейцария).
— Как развивался проект, сколько уже постановок осуществлено?
— Первый спектакль «Прогулка» был поставлен в августе 2007 года в Лугано (Швейцария), а уже в августе 2008 года участники проекта встретились в Петербурге, чтобы показать его петербургской публике. «Прогулка» прошла на Малых сценах ТЮЗа им. Брянцева, Театра «Балтийский Дом» и в клубе «Этаж» — всюду при полном аншлаге. Нынешняя работа — «Колыбельная ветра» — была создана в Германии и стала уже 3-й постановкой за время существования проекта.
— В спектаклях участвуют только воспитанники интерната № 3 или другие подопечные «Перспектив»?
— Нет, в проекте принимают участие только ребята из Психоневрологического интерната № 3 и только посещающие театральную студию «Перспектив». Во всех трех спектаклях состав разный, но похожий. Есть звездные актеры, которые принимают участие во всех трех постановках.
— В чем вообще-то польза именно театральных приемов в работе с особыми людьми?
— В основе театрального искусства лежит диалог — диалог с самим собой в первую очередь; диалог с партнером; диалог со зрителем. Наши особые артисты учатся диалогу, учатся устанавливать коммуникацию с собой и внешним миром — эти возможности имеют для людей с особыми потребностями в развитии фундаментальное значение. Играя свои роли в наших представлениях, проживая различные ситуации, которые сопровождают их в реальности, наши артисты преодолевают собственные проблемы и барьеры. Кстати, современные практики психологических тренингов используют приемы театрального искусства. Наша задача в работе над созданием спектаклей «Театра без границ» дать возможность всем участникам, и в первую очередь нашим особым артистам, возможность создать, найти и прожить свои роли.
— Как готовится постановка?
— Вообще спектакль создается за 2 недели из домашних заготовок театральных студий. Однако заготовки эти репетируются в течение года регулярно. Театральная студия «Перспектив» работает 3 дня в неделю, а в течение двух недель создания спектакля все участники проекта живут вместе (в СПб — в отеле, в Лугано — в домах для летнего отдыха людей с ограниченными возможностями) и репетируют очень интенсивно с утра до вечера, ежедневно, с редкими передышками на культурную программу.
— Совместно ли репетируют профессиональные артисты и особые актеры?
— Конечно, спектакль — это единое целое, и ему нет дела до регалий. Роли придуманы с учетом возможностей артистов, так, чтобы в спектакле каждый показал свою сильную сторону, но чтобы при этом спектакль оставался целостным и гармоничным посланием публике.
— А на площадке — помимо режиссера, есть ли психологи, соцработники, медики — кто-то, кто контролирует состояние особых артистов?
— Это интегративный проект. Особые артисты играют вместе со своими сопровождающими: волонтерами и педагогами «Перспектив» и сотрудниками Психоневрологического интерната.
— Как выбирается материал для спектакля? Это специальные тексты или обычные пьесы, адаптированные для особого театра?
— Никакой специальный материал или специальные пьесы мы не используем. Вообще — ничего «специального» в нашем процессе нет. Мы работаем абсолютно так, как работает любой коллектив, который любит театр. И мы не адаптируем материал для «особых артистов». Они выполняют такие же по сложности задачи, как и профессиональные артисты: сочиняют этюды, учат текст, придумывают мизансцены и т. д. Мы никогда не договариваемся о темах наших спектаклей — тема должна родиться в процессе работы. Таким образом, абсолютно все участники «Театра без границ» являются авторами спектаклей — авторами фрагментов, которые они играют. Наши домашние заготовки — это любимые эпизоды из спектаклей театральной студии швейцарской ассоциации и студии организации «Перспективы». И мы всегда включаем их в спектакли «Театра без границ», чтобы широкая аудитория разных стран имела возможность увидеть, над каким материалом мы трудимся. А это серьезный материал: Шекспир и Брехт, поэзия Пастернака и Ахматовой, Фортуччи, Камиллы Эстес и Хармса… мы также включаем в спектакли поэзию молодых людей, которых поддерживают наши организации, например, в «Колыбельной ветра» будут звучать стихи Виталия Колузаева, который живет в интернате в Старом Петергофе, где развернута работа «Перспектив».
— Все же, в большей мере это адаптивный проект или театральный?
— Искусство как таковое имеет широкие возможности и очень важную привилегию — ничего и ни для кого не адаптировать, позволяя людям быть такими, какие они есть.

  • Наталья Белая

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: