«Северный полюс» берет тайм-аут

16 июля 2013 «Северный полюс» берет тайм-аут

В июне разломы льдины вынудили сотрудников дрейфующей арктической станции «Северный полюс‑40» прервать исследования и сменить место проведения научных наблюдений. Будущее экспедиции под вопросом.

«Северный полюс‑40» приступил к исследованиям больше года назад на волне внезапно возникшего в кремлевских головах арктического патриотизма, который, впрочем, постепенно стихает. Тем не менее всплеск геополитической активности и наличие средств в бюджете позволили вернуться к почти позабытым арктическим исследованиям, и с 1 октября 2012 года ученые-полярники начали проводить на станции океанологические, метеорологические и аэрологические наблюдения. «Экспедиция у нас комплексная и позволяет проводить уникальные наблюдения одновременно в трех средах: подо льдом в океане, ледовые наблюдения, т. е. как нарастает, как тает лед, как он ломается и прочее, и метеорологические, включая исследования высоких атмосфер. Станция всем этим занималась», — рассказал заместитель начальника дрейфующей научно-исследовательской станции Сергей Шутилин.
«Северный полюс-40» имеет сороковой порядковый номер, потому что подобные исследования проводятся еще с 30‑х годов прошлого века и это уже 40‑я по счету экспедиция. Еще 80 лет назад дрейфующие станции стали прорывом в изучении Арктики, но даже сейчас наличие современной техники не отменяет серьезного риска.
Для того чтобы организовать работу станции, необходима льдина толщиной не менее 3 метров. Найти подходящий вариант крайне сложно — сказывается всемирное потепление. Станция «Северный полюс‑40» по плану должна была завершить свою работу только в конце лета, но планы пришлось менять. Льдина, на которой находился лагерь, начала трескаться и ломаться. Было принято решение не дожидаться критической ситуации и эвакуировать «СП‑40». Прибывший ледокол перевез сотрудников станции на архипелаг Северная Земля (мыс Баранова).
«Трудно себе представить, в каких условиях протекает эта работа. Стоит сказать, что это действительно тяжелый физический труд. Нужно сохранить инфраструктуру станции, сохранить приборы. Район дрейфа не простой. Об этом свидетельствует и история целого ряда предыдущих дрейфующих станций. Организаторы подобного рода экспедиций пока не в состоянии так планировать дрейф станции, чтобы обеспечить максимальную безопасность и эффективность работы, а целостность льдины тем более обеспечить невозможно», — рассказал «Новостям Петербурга» пресс-секретарь Арктического и антарктического научно-исследовательского института Сергей Лесенков.
К сожалению, предугадать, как будет вести себя льдина, нельзя. Несколько лет назад, правда, уже предлагали решение этой проблемы — создать ледостойкую самодвижущуюся платформу, но ученые в один голос утверждают, что «машина» заменить лед полностью не сможет: «Идея разработана уже 5 лет назад, создан проект судна, проект поддержан рядом министерств и ведомств, но окончательных решений на сей момент нет. В действительности отказаться ото льда нельзя, потому что мы исследуем систему взаимодействия океана, ледяного покрова и атмосферы высоких широт», — рассказал Владимир Соколов, руководитель высокоширотной экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
«Появление дрейфующей станции «Северный полюс‑41» станет возможным, когда будут выполнены два условия. Первое — наличие необходимого ледяного покрова, который позволит развернуть станцию на льдах. Об этом мы будем знать к концу августа. Сейчас ситуация нестабильна. Второе — не менее важное — мы истратили все выделенные бюджетные средства на этот год, и если государство выделит довольно большие деньги, то мы будем более детально исследовать лед и скажем — сможем высадить или нет. Но финансовых реалий для того, чтобы воссоздать экспедицию, пока мы не имеем», — признается Владимир Соколов.
Сейчас экспедиция переживает не самые лучшие времена, однако исследования Арктики не прекращаются, подчеркивает Владимир Соколов.

  • Мария Руденко

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: