Снова о Варшавском

8 апреля 2015 Снова о Варшавском

Конфликт вокруг комплекса сооружений Варшавского вокзала продолжает развиваться. Градозащитники по-прежнему пытаются отстоять исторические памятники, находящиеся на грани исчезновения.

На протяжении последних лет петербургское отделение ВООПИиК осуществляло серию государственных историко-архитектурных экспертиз по названным объектам. После ликвидации Варшавского вокзала эта территория была разделена между обычными собственниками (часть территории отведена под жилищное строительство, часть — в пользовании различных арендаторов, часть пребывает в заброшенном состоянии), иногда даже нельзя установить, кто является номинальным собственником здания или сооружения.

Как рассказал нам Александр Кононов, заместитель председателя петербургского отделения

ВООПИиК, за последние два года удалось сделать экспертизы по двенадцати объектам этого комплекса. Из них половина включена в реестр в качестве памятников регионального наследия. По остальным еще продолжается рассмотрение.

Сейчас особое внимание градозащитники обращают на судьбу двух зданий. Одно из них уже включено в реестр — памятник деревянного зодчества. «Среди большого комплекса есть деревянное здание в комплексе Варшавского вокзала, для Адмиралтейского района это исчезающий вид. Этот объект находится длительное время без использования: туда залезают бомжи, там разводят костры, уже не раз тушили пожары. Город наконец нашел пользователя для здания — оно будет отдано для реализации социального проекта Петербургской епархии. Планируется открыть ресурсный кризисный центр для помощи бездом­ным», — пояснил Александр Кононов.

Куратор социального проекта Санкт-Петербургской епархии Валерий Клюка отмечает: «Там будет медкабинет, кормежка, стационар. Около ста человек смогут получать помощь в ежедневном режиме. Администрация нам помогает. Сложный вопрос — полностью отсутствует возможность отап­ливать помещение. Последнее время там проживало после самозахвата большое количество гастарбайтеров, на которых почему-то никто не мог повлиять. Когда они уезжали — срезали все до основания: трубы, батареи — все вырвано. На сегодняшний день нам приходится по два раза в день выезжать и охранять здание. Туда проникают бездомные, разводят огонь, готовят там и обогреваются. Требуются согласования, чтобы наша работа перешла в активную фазу. Пока здание нам не передали официально — документы в городском КУГИ».

По мнению Александра Кононова, требуются срочные меры для спасения этого памятника архитектуры и ключевым вопросом здесь является использование и владение: «Дом станет защищенным, только если у него появится пользователь».

Второй объект — здание электростанции при Варшавском вокзале. У него есть частный собственник. Причем именно он обратился с просьбой поставить сооружение под охрану, включить в реестр памятников регионального значения. Сейчас дом используется как офисный центр. Александр Кононов поясняет: «Складывается парадоксальная ситуация. Есть замечательный памятник в хорошей сохранности. Судьба его, казалось бы, достаточно удачна: отреставрированы фасады, все хорошо, в здании жизнь. Оно имеет градостроительное значение — очень хорошо просматривается со стороны Обводного канала. Представьте теперь себе, что администрация Петербурга предлагает, на наш взгляд, странную и чудовищную идею: перенести этот памятник в какое-нибудь другое место. Здание, которое составляет ансамбль двух площадей. Корни этой истории уходят в знаменитую пробивку по Генплану 1936 дублера Московского проспекта, который должен был соединить Новоизмайловский и Измайловский в одну магистраль. Именно под этот план рассматривалась возможность сноса вокзала. Главному зданию сегодня, слава богу, это не грозит. Но в действующем Генплане, который был разработан в 2005 году, эта перспективная пробивка расположена прямо по тому месту, где стоят здание электростанции и еще ряд построек.

Надо перенести дорогу, чтобы она обходила памятник, но сделать это очень непросто. Логика административная такова: если на Генплане дорога нарисована так, значит, надо отодвинуть памятник».

Ученый настаивает на том, что безопасно перенести здание с одного места на другое в Петербурге не получится. «Я не помню, чтобы в Петербурге, с учетом наших грунтов, был благополучно осуществлен проект передвижки здания. Могу напомнить, чем закончилась историей с Лавкой Литовского рынка, которая была значительно меньше этого здания. Ее пытались деликатно разделить на части и перенести всего на пять метров (опять-таки в отличие от этого здания) — она просто рассыпалась, мы потеряли подлинный памятник. Мы точно так же утратим и этот памятник, одну из первых электростанций.

Проведены работы по оценке расходов на передвижку здания — все попытки призвать к здравому смыслу пока силы не возымели. Есть рядом совершенно пустая территория, по которой могла бы пойти эта дорога. Но там частная земля. Там есть участки, которые принадлежат строительной компании, планирующей построить жилищный комплекс «Галактика». О выкупе земли, понятно, пока договориться не удается: застройщик не хотел бы, чтобы по его территории такая дорога шла. Как всегда в нашей стране, мы идем оригинальным путем: где совершенно пустая полоса земли — застроим жилым кварталом, а там, где у нас исторические памятники, — расчистим территорию, и там пройдет дорога. На наш взгляд, логично было бы рассмотреть вариант мены земли».

Маргарита Штиглиц, ведущий петербургский эксперт в области промышленной архитектуры, член городского Совета по сохранению архитектурных памятников, резюмирует: «Я занимаюсь комплексом Варшавского вокзала уже двадцать лет. Он включает десятки построек. Те здания, о которых ведется речь, включены него, поэтому их утеря станет настоящей трагедией».

  • Николай Кузнецов

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: