ОСАГО: обязательное подорожание

8 апреля 2015 ОСАГО: обязательное подорожание

С 1 апреля увеличился лимит выплат по полису обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) за травмы пострадавших в результате дорожной аварии. Но радоваться по этому поводу автомобилисты не спешат: с будущего воскресенья подорожают и сами полисы ОСАГО, причем значительно — на 40 %.

Если до начала текущего месяца лимит выплат за ущерб жизни и здоровью на каждого пострадавшего в ДТП составлял 160 тысяч рублей, то теперь «потолок» составляет 500 тысяч. При этом расширен и круг лиц, которые смогут получать компенсацию за погибшего в аварии: теперь это не только иждивенцы пострадавшего, но и все ближайшие родственники.

Как рассказал журналистам президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, теперь будет действовать новый порядок выплат за травмы и гибель людей при ДТП. «Таблица выплат действует по принципу фиксированных платежей за каждую травму. Этот принцип соответствует международным стандартам, теперь гражданам не придется дожидаться окончания лечения и собирать чеки, чтобы возместить по договору ОСАГО понесенные на лечение расходы, выплаты будут установлены за сам факт травмы и за несколько травм они будут суммироваться. Пакет документов будет минимальным, и выплату получить будет гораздо проще», — заявил господин Юргенс.

Однако заплатить за нововведение придется опять-таки автовладельцам: в воскресенье, 12 апреля, вступают в силу новые базовые ставки страховых тарифов, которые утвердил Центробанк России. Отсюда ажиотаж среди автомобилистов, желающих продлить полисы до 12 апреля, и страстное нежелание страховщиков эти полисы продлевать: в ход идут самые разные отговорки, вплоть до анекдотичных типа отсутствия бланков и сломанного компьютера. В автосалонах, как убедились корреспонденты «НП», купить полис тоже практически невозможно.

Понять автомобилистов и страховщиков можно. В ходу очень простая арифметика. Например, если сегодня базовый тариф для легковых автомобилей простых граждан порядка двух с половиной тысяч рублей, то уже на следующей неделе он может составить от трех с половиной до четырех тысяч. При этом региональные власти могут вносить свою «лепту» в виде местного коэффициента, на который умножается базовый тариф при расчете стоимости ОСАГО. Соответственно, региональные власти вольны варьировать эту величину до показателя 2,0. В Петербурге на сегодня действует коэффициент 1,8, а в Москве — «потолочные» 2,0.

По оценкам специалистов, на таком «маневре» страховщики могут дополнительно заработать до 160 миллиардов рублей в год. Естественно, зарабатывать они будут прежде всего на владельцах авто, ведь повысившиеся выплаты изымут из бюджета страховых компаний, по некоторым данным, лишь в пределах 15 миллиардов. И это при том, что и раньше страховщики старались при оформлении полисов «нагрузить» автовладельцев дополнительно теми или иными «допуслугами».

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что повышение тарифов ОСАГО может подтолкнуть автовладельцев в объятия «теневого» бизнеса на этом поприще. Например, из желания сэкономить водители могут начать «страховаться» бланками ОСАГО, но без заключения непосредственно договора страхования. Правда, при таком подходе в случае аварии ответственность за нанесенный ущерб будет нести уже не страховая компания, а сам винов­ник аварии. И тут возможны варианты из 90‑х годов, когда «в зачет» повреждений автор ДТП сдавал собственную квартиру.

К такому же плачевному результату может привести и езда без полиса ОСАГО, к чему в силу «жизненных обстоятельств» могут прибегнуть наиболее экономные автолюбители. В данном случае логика может быть такой. Штраф за отсутствие полиса составляет от 500 до 800 рублей. А если учесть, что за год «примерной» езды среднестатистического водителя сотрудники ДПС останавливают порядка двух раз, то траты не выглядят такими уже внушительными. Но это только до первого ДТП. Слишком рискованым может оказаться подобный маневр.

В свою очередь, специалисты рекомендуют не ударяться во все тяжкие на поприще ОСАГО. Наверное, для начала лучше страховаться в одной и той же компании. Тогда при безаварийной езде вы сможете гарантированно рассчитывать на скидку, которая при благоприятном стечении обстоятельств в течение нескольких лет подряд может достичь 50 %.

Во‑вторых, при малейших сомнениях относительно требований и «допусловий», на которых настаивают представители страховой компании, надо не стесняться и сразу обращаться в прокуратуру. Многими опытными людьми уже замечено, что человек, знающий свои права и не стесняющийся их защищать, обычно платит меньше. Правда, такой путь действительно потребует от граждан дополнительных усилий.

  • Александр Реутов

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: