Массовому туризму нужны новые законы

10 сентября 2014 Массовому туризму нужны новые законы

Понедельник, 8 сентября, добавил черной краски в картину функционирования туристического рынка Петербурга: утром о своей несостоятельности объявила компания «Солвекс-Турне» — один из столпов отрасли. И ситуация оптимизма не вызывает: эксперты ожидают дальнейших банкротств.

Если говорить об обязательствах, то в случае с «Солвекс-Турне» гражданская ответственность оператора разнесена по трем страховщикам. Согласно официальной информации, страховка на 30 млн рублей размещена в СОАО «ВСК», на 120 млн — в ЗАО «Страховая компания «АВЕСТА», а еще на 300 млн рублей — в уже печально известной СК «Восхождение» (всего — 450 млн). В первых двух случаях риски даже перестрахованы, а вот в последнем «Солвекс-Турне» пытался страховщика заменить на более надежного. Но не успел…

В качестве одной из причин краха эксперты называют тот факт, что до 95 % своих путевок эта компания реализовывала через агентов, однако в последние 1,5 месяца из-за кризиса доверия продажи пошли вниз. В результате общее количество пострадавших, скорее всего, превысит 17 тыс. человек.

Дна не видно

«Происходящее показывает, что своего дна кризис в туризме еще не достиг, — говорит, оценивая ситуацию, исполнительный директор петербургского туроператора «Ника» Михаил Корнышев. — И без принятия быстрых и действенных мер по регулированию рынка остановить волну банкротств вряд ли удастся».

«С сожалением могу констатировать, что банкротством «Солвекс-Турне» дело может не ограничиться, — комментирует директор представительства компании DSBW Tours Дмитрий Максимчук. — Одно из наиболее негативных последствий всего происходящего — рост недоверия со стороны туристов в целом к отрасли. Особенно это касается так называемого массового выездного туризма, поскольку экскурсионный туризм события затронули в гораздо меньшей степени».

Стоит напомнить, что буквально месяц назад, выступая перед представителями агентских компаний, генеральный директор «Солвекс-Турне» Тамара Халецкая уверяла: «У нас все абсолютно в порядке». Устойчивость своей компании она объясняла тем, что с перевозчиками она работает напрямую и каких-либо существенных долгов перед партнерами не имеет. Увы, дела со словами разошлись…

Действовать быстро, но осмысленно

«Боюсь, что спешка, в которой сейчас разрабатываются изменения в законодательство, к хорошему не приведет, — констатирует депутат Законодательного собрания Петербурга Ольга Галкина (именно она курирует в нем сферу туризма). — Поэтому я считаю, что инициаторами перемен в первую очередь должны выступать сами участники рынка: они лучше знают, в каких изменениях он нуждается».

В том, что реформа (в первую очередь законодательных норм) крайне нужна, не сомневается почти никто. Например, президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада РФ Ирина Лукашевич прямо говорит, что «ситуация патовая». «Отток клиентов, происходящий сейчас, может вывести из строя еще достаточно большое количество туроператоров, — считает она. — По объективным причинам процесс может продолжаться». Почему? «Начавшиеся не вчера банкротства турфирм привели к тому, что крупные страховые компании бежали от возможности страховать их деятельность, как черт от ладана», — говорит Ирина Лукашевич. По ее оценке, если раньше убытки страховщиков по этому виду страхования составляли всего 2–3 %, то сейчас они достигли уровня в… 425 %. «Если не произойдет реформирования туротрасли, страховщики вообще будут избегать этого вида страхования», — заявляет она.

В целом петербургские эксперты считают, что банкротство «Солвекс-Турне» — одного из столпов местного туристического рынка — существенный удар по его и без того шаткой репутации. Как бы ни развивались события, оно вполне может быть признано в качестве нокдауна для всего питерского рынка массового выездного туризма: фактически из трех крупных местных операторов два уже с рынка ушли. И если ситуация продолжит развиваться по негативному сценарию, в таком крупном городе, как Петербург, не останется ни одного собственного оператора федерального уровня…

«Нам нужны гарантии»

С точки зрения сопредседателя Союза потребителей РФ Анатолия Голова, ситуация обусловлена тем, что «пока правила игры на рынке туризма остаются теми же, что и раньше». «И пока перемен не будет, наши сограждане все так же могут сталкиваться с проблемами даже в том случае, если они честно оплатили все услуги, которые предполагает тур», — констатирует он.

Логика потребителя проста: заплатив деньги, он должен быть уверен в полном соответствии качества турпродукта его цене. «По большому счету покупателю тура все равно, каковы взаимоотношения между участниками системы продаж, — считает Анатолий Голов. — И зачем ему заниматься тем, что сейчас порой предлагают туристу (самостоятельно проверять бронирования и т. д. — Прим. ред.)? Зачем ему тогда вообще турфирма? В этом случае он и сам может себе организовать поездку…»

По его мнению, в качестве основного гаранта качества тура должна выступать страховая компания, которая берется страховать ответственность оператора. «При этом и тарифы, и условия страхования должны быть дифференцированными: тот, кто более надежен, может платить меньше, а компания с более рискованным бизнесом — больше», — считает представитель Союза потребителей.

Ждать законодательных изменений осталось недолго: уже в середине сентября должен быть сформирован пакет предложений по этому поводу. Однако, когда реально вступят в силу изменения, способные оградить туристов от неприятностей при покупке путевки за рубеж, пока так и не ясно.

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: