В антисанитарных условиях

23 апреля 2014 В антисанитарных условиях

«Если в 2007 году примерно 22 % работников на российских предприятиях работали в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам или требованиям безопасности, то сейчас ситуация стала еще хуже, — утверждает заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова Олег Русак. — И замена былой системы аттестации рабочих мест на новую процедуру их оценки пока никак не повлияла».

Косвенно его слова подтверждают данные, приведенные ранее первым замминистра труда и соцзащиты России Сергеем Вельмяйкиным: по его словам, сейчас свыше 21 млн россиян работают во вредных условиях труда (31 % от численности экономически активного населения). В результате количество заболевших теми или иными профзаболеваниями ежегодно растет в стране на 5–7 тыс. человек, а суммарные экономические потери государства и работодателей доходят до 1,9 трлн рублей.

О каком законе идет речь? С 1 января 2014 года в стране вступил в силу новый Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», с появлением которого специалисты связывали большие надежды на улучшение условий труда. Однако он не только не произвел на них кардинального влияния, но в ряде случаев вполне способен оказать существенное воздействие на возможность получения надбавок к зарплате и право выхода на досрочную пенсию. Но те, кто имеет отношение к проблеме, в оценках расходятся.

Как это должно работать

Новый закон об оценке условий труда предусматривает выявление вредных факторов производственной среды и трудового процесса, а затем ранжирование условий труда (оптимальные, допустимые, вредные, опасные). В зависимости от этого не только должны быть разработаны мероприятия по их улучшению, но и станут определяться размер компенсаций за «вредность» и тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд.

Суть простая: в том случае, если спецоценка покажет, что условия труда существенного вреда здоровью работника не наносят, статус «вредного производства» может быть снят, а в противном случае — введен. Соответственно, в первом случае работникам перестанут делать доплаты и отправлять их на досрочную пенсию, а во втором работодателю придется на них раскошеливаться. Как вариант — модернизировать производство таким образом, чтобы от «вредности» можно было отказаться. Теоретически вывод производства из зоны «вредности» работодателю выгоден, поскольку в 2014 году, если условия соответствуют «вредным» или «опасным», он обязан делать дополнительные отчисления в Пенсионный фонд России в размере 4,6 % от фонда зарплаты, а с 2015‑го — 6,9 %. Вложившись в модернизацию, можно избежать этих расходов.

Предполагается, что спецоценку условий труда будет проводить независимая организация, а профсоюзы смогут принимать в ней полноценное участие, обеспечивая общественный контроль. Причем теперь в этот процесс обязательно должны быть вовлечены не только крупные производственные предприятия, но и малый бизнес, а работодатель освобождается от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению вредных или опасных факторов. Кроме того, если компания ранее (до 31 декабря 2013 года) уже провела аттестацию рабочего места, ее результаты будут действительны в течение 5 лет: только после этого ей придется проводить спецоценку. Если же на предприятии, прошедшем процедуру оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям его охраны, работник получит проф­заболевание или увечье, его руководителю придется отвечать по всей строгости закона — вплоть до уголовной ответственности. К тому же, когда профсоюз, работник или работодатель не согласны с результатами оценки, они могут требовать ее пересмотра согласно установленной процедуре. Но…

Деньги против

Как подчеркнул во время пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, посвященной проведению 10‑й международной конференции «Актуальные вопросы труда», Олег Русак, для приведения условий к нормативным нужны деньги, и поэтому нередко предприятия под любыми предлогами отказываются это делать.

Мало того: даже сами работники, понимая, что трудятся во «вредных» условиях, порой не заинтересованы в модернизации предприятия, поскольку обычно она ведет к сокращению числа рабочих мест и снятию льгот. В том числе по надбавкам к зарплате и времени выхода на пенсию. В результате, по данным Государственной инспекции труда (ГНИ), значительная часть работодателей либо не проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда, либо не доводит ее результаты до сведения работников. А нередко просто игнорирует рекомендации экспертов в части улучшения условий и охраны труда.

Что и дает основания Олегу Русаку утверждать, что система фактически как не работала, так и не работает. «По сути, ничего не изменилось, — уверен он. — Вернее, изменилась процедура, но пока она так и не приводит к желаемому результату — изменению условий труда в лучшую сторону». По его мнению, функции государства и работодателя должны быть разделены: первое должно нести ответственность за нормативы и контроль, а второй — за улучшение условий труда.

Вместе с тем Андрей Громов, начальник Управления труда и социального партнерства комитета по труду и занятости населения Петербурга, с ним не согласен. «Условия труда необходимо улучшать в любом случае, используя самые разные методы, — считает он. — И в конечном счете результат зависит не только от контролирующих усилий государства, но и от желания самого работодателя тратить на это деньги».

Что касается последствий ввода закона о спецоценке для системы выплат и пенсий, то эксперты не скрывают: случаи, когда при проверке того или иного производства оно будет лишено «вредности» (со всеми вытекающими последствиями), не исключены. Однако именно это, по их мнению, позволит «актуализировать» всю систему, показав наличие реальных условий труда. «Что и даст возможность работникам правильно оценивать ситуацию и при выборе места», — подчеркнул Андрей Громов.

Тем, кто хочет глубже «погрузиться» в тему, стоит посетить 10‑ю международную конференцию «Актуальные вопросы труда», которую 23 апреля организует компания «Восток-Сервис»: как заявил ее генеральный директор Владимир Максымив, она пройдет с участием ведущих компаний в этой сфере.

 

В 2013 году Государственной инспекцией труда в Петербурге проведено 1237 проверок по вопросам соблюдения и выполнения законодательных и нормативных актов по порядку и проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, в ходе которых выявлены 5087 нарушений. 1865 организаций представили материалы о проведении аттестаций рабочих мест: аттестация проведена на 68993 рабочих местах, на которых занято 93813 работников.

 

Относительные показатели несчастных случаев по видам экономической деятельности за 2013 год:

Обрабатывающие производства 36

Транспорт и связь 22

Операции с недвижимым имуществом 20

Строительство 52

Оптовая и розничная торговля 12

Деятельность лечебных учреждений 12

 

Другие виды деятельности 22

  • Владимир Сергачев, Сергей Разин

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: