ЗакС призовут к ответу

19 февраля 2014 ЗакС призовут к ответу

Один из крупнейших петербургских транспортных перевозчиков — ОАО «Третий парк» — собрался судиться. Да не с кем-нибудь, а с петербургской законодательной властью. Транспортники решили оспорить в Арбитражном суде отдельные положения принятого парламентариями закона.

Речь идет о документе, который законодатели приняли ни много ни мало четырнадцать лет назад. Утвержденный в феврале 2000 года региональный закон «О наземном транспорте» установил, что в Петербурге должна существовать социально значимая группа маршрутов, на которую, в отличие от всех прочих, не проводится конкурс. Эти маршруты как бы автоматом передаются в обслуживание государственному унитарному предприятию «Пассажиравтотранс». В таком подходе истец из числа коммерческих перевозчиков усмотрел нарушение установленных правил конкурентной борьбы, отметив в заявлении, что «поскольку оспариваемым законом не предусмотрено объективных оснований для выделения группы маршрутов в „обеспечивающую транспортную сеть“ и предусмотрено единственное последствие такого выделения — передача права обслуживания таких маршрутов заранее определенному хозяйствующему субъекту без проведения конкурса, положения оспариваемого закона противоречат федеральному закону „О защите конкуренции“».

Как считают коммерсанты, законодатели не установили четких критериев, по которым маршрут может быть включен в обеспечивающую, то есть социально значимую, транспортную сеть. Вероятно, «последней каплей, переполнившей чашу терпения» представителей «Третьего парка» стала потеря компанией сразу пяти ранее обслуживаемых маршрутов, которые в прошлом году по решению транспортного комитета Смольного были включены все в тот же социальный перечень.

ОАО «Третий парк» является весьма заметным игроком на рынке: в настоящее время компания обслуживает 202 автобусных маршрута, ежедневно выходят на линию 1625 автобусов различной вместимости, а общий штат сотрудников предприятия составляет около пяти тысяч человек. Сами «третьепарковцы» подчеркивают, что ни одно важное общественное мероприятие Санкт-Петербурга не обходится без транспортной поддержки ОАО «Третий парк», будь то визиты президента России или празднование 300‑летнего юбилея города. Вероятно, поэтому перевозчик решил, что к его мнению должны прислушиваться с большим вниманием, что и вылилось в упомянутый выше судебный иск.

Арбитражный суд Петербурга уже возбудил производство, назначив предварительное судебное заседание на 11 марта. К этому моменту заявителю предписано уточнить, какой именно статье Федерального закона № 135‑ФЗ не соответствует упомянутый региональный закон, а петербургскому парламенту надлежит подготовить мотивированный отзыв и обеспечить явку своего представителя.

Как рассказал нам депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Макаров, являющийся профессиональным юристом, сейчас еще рано давать какие-либо оценки, поскольку даже само исковое заявление целиком в ЗакСе вряд ли кто видел. «Тем не менее, если Арбитражный суд примет решение в пользу заявителя, тогда соответствующие положения городского закона будут недействующими. В данном случае, вероятно, не будут действовать нормы относительно социально значимых маршрутов. Но я, честно говоря, не очень понимаю, какую цель преследуют заявители, — поделился с «НП» сомнениями депутат Макаров. — Конечно, в таком случае Законодательное собрание вынуждено будет подправить закон. Но какая-либо конкретика будет вытекать из решения суда».

Понятно, что изъятие определенных норм из закона вряд ли изменит политику транспортного комитета. Да и вносить поправки в действующий закон, как показывает опыт, народные избранники могут на протяжении достаточно долгого отрезка времени. Судя по всему, истец и не рассчитывает добиться какого-либо определенного решения, а лишь пытается привлечь таким образом внимание общественности и, возможно, федеральных властей к сложившейся в городе на Неве практике.

  • Дмитрий Светин

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: