Муниципальную власть «перезагрузят»

18 декабря 2013 Муниципальную власть «перезагрузят»

Инициативу президента о расширении полномочий муниципальной власти наблюдатели уже окрестили новой муниципальной реформой.

Для Северной столицы муниципальная тема важна не только потому, что «самая близкая к народу власть» в течение почти двух десятилетий пребывает в «полузачаточном» состоянии, но еще и потому, что в сентябре 2014 года ее ждут «большие перевыборы». Также в 2014 году, по задумке Владимира Путина, муниципалитеты должны получить новую законодательную базу своей деятельности.

«Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Например, неразбериха с полномочиями. Они порой перекидываются с одного органа власти на другой, — заявил глава государства. — Иногда муниципалитеты сотрясают коррупционные скандалы. Районный уровень власти выхолощен, все их функции отданы на более высокую ступень власти. Давайте посмотрим на эти проблемы со всех сторон. Нужно развить сильную, независимую власть на местах. Такую работу мы должны начать, в основном законодательно, обеспечить уже к следующему, 2014 году — год 150-летия знаменитой земской реформы».

«Посмотреть со всех сторон» на муниципальную власть Владимир Путин призвал Всероссийский союз местного самоуправления, Конгресс муниципальных образований, губернаторов, членов Федерального Собрания — депутатов Думы и сенаторов, а также Кабинет министров Российской Федерации. С тем, чтобы привести ситуацию «к соответствию со здравым смыслом, с требованием времени».

Идею президента горячо поддержал представитель петербургского парламента в Совете Федерации Вадим Тюльпанов. «Муниципалитеты, к сожалению, недостаточно влиятельны, не обладают реальной властью, особенно в городах федерального значения — в Санкт-Петербурге и Москве. И именно поэтому у нас очень низкая явка на муниципальных выборах», — посетовал господин Тюльпанов.

В свою очередь, сенатор от Петербурга для повышения роли местного самоуправления предлагает сделать глав районов зависимыми от муниципалитетов, возможно, даже избирать муниципалами.

«Например, губернатор мог бы вносить кандидатуру главы района, а муниципальные депутаты наделяли бы его полномочиями, согласовывали. И, безусловно, глава района должен отчитываться перед муниципальной властью, — подчеркнул федеральный представитель петербургского ЗакСа. При этом он отметил, что в настоящее время районная и местная власти существуют «в разных плоскостях».

В необходимости наличия районных муниципалитетов уверен и Максим Резник, депутат петербургского ЗакСа, экс-лидер петербургского «Яблока», в настоящее время являющийся сторонником «Гражданской платформы» Михаила Прохорова.

«На мой взгляд, главный порок всей системы управления городом заключается в том, что у нас на районном уровне не существует представительного звена. Ведь, как правило, нарушение прав граждан — это не уровень губернатора и правительства, это РОНО, собес, ЖКХ, в общем, чиновники районного уровня. В настоящее время районная исполнительная власть никак не контролируется жителями города через представительные органы, — отметил господин Резник. — Поэтому, прежде всего, необходимо устранить этот дисбаланс. На районном уровне должны появиться представительные органы, возможно, органы местного самоуправления».

При этом парламентарий также исключил, что районные муниципалитеты можно было бы наделить полномочиями либо согласовывать, а может быть, и избирать глав районных администраций по согласованию с губернатором. При этом Максим Резник подчеркнул, что провести такую муниципальную реформу будет не просто. Для решения задачи нужна политическая воля, и прежде всего федерального центра.

Апеллирует к федеральным властям и депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Макаров, семь лет руководивший муниципальным округом «Пулковский меридиан».

«Особенности местного самоуправления в Петербурге и Москве определены 79-й статьей соответствующего федерального закона, которая определяет, что, исходя из особенностей хозяйствования, ключевые вопросы территориального устройства и источники законов местных бюджетов определяются законами субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Петербурга. Эта статья во многом и предопределила судьбу местного самоуправления в нашем городе», — посетовал парламентарий.

По мнению господина Макарова, любой субъект власти неохотно делится своими полномочиями и финансами. В нашем случае — город не желает делиться полномочиями с муниципалитетами.

«Тут сложно упрекать городских чиновников: я, наверное, на их месте поступал бы так же, — признался депутат. — Поэтому сама конструкция с передачей этого вопроса на уровень Москвы и Петербурга, которая заложена в федеральном законе, в целом порочна».

При этом Алексей Макаров признает, что городское хозяйство в обеих столицах имеет свои особенности. Но именно поэтому, по мнению парламентария, эти особенности вместе с конкретными полномочиями должны быть прописаны в федеральном законе.

«Именно федеральный законодатель должен быть своеобразным третейским судьей в отношении органов власти в субъекте Федерации и в муниципальных образованиях. В противном случае схема организации местной власти будет строиться, как сейчас», — подытожил господин Макаров.

Однако от введения районного уровня муниципалитетов Алексей Макаров, в отличие от многих коллег, предлагает воздержаться.

«Постоянные реформы, к сожалению, мешают нормальной работе и до добра не доводят. Поэтому, на мой взгляд, необходимо идти по пути передачи дальнейших полномочий и источников финансирования существующим муниципалитетам», — подчеркнул парламентарий.

  • Иван Сергеев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: