ОСАГО пока подождет

19 марта 2013 ОСАГО пока подождет

На прошлой неделе Государственная Дума России неожиданно исключила из повестки дня уже подготовленный к рассмотрению в первом чтении законопроект об увеличении выплат по ОСАГО. Ранее депутаты обещали принять документ во всех трех чтениях уже в весеннюю сессию Думы.

 

Проект закона, внесенный в федеральный парламент Правительством РФ, предусматривает поэтапное увеличение максимального размера суммы по полисам ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности), выплачиваемых пострадавшим водителям в случае наступления «страхового случая», а точнее — ДТП. В настоящее время страховые компании выплачивают потерпевшей стороне 120 тысяч рублей. В случае если невинно пострадавших водителей несколько, то «на все про все» страховая компания за своего провинившегося клиента выделяет сумму 160 тысяч рублей, которая делится между пострадавшими пропорционально причиненному их автомобилям ущербу.

Эксперты давно говорили, что приведенные выше лимиты уже не отвечают реальному положению дел. Сегодня среднестатистический «железный конь» тянет даже с учетом амортизации тысяч на 300‑400, так что в случае серьезного ущерба «железу» лимит в 120 тысяч рублей не покрывает затрат на восстановление авто, не говоря уж о компенсации «тотала», то есть полного уничтожения машины. Поэтому с тем, что «потолок» выплат надо поднимать, соглашалось подавляющее большинство экспертов. Однако страховые компании при этом делали оговорку, что неплохо бы еще и тарифы по ОСАГО увеличить, иначе, дескать, страховщики «пойдут по миру». Впрочем, оппоненты из числа защитников прав автомобилистов на это замечали, что те же страховые компании согласны увеличивать лимиты выплат на добровольной основе до миллиона рублей за весьма символическое увеличение тарифов, что говорит о том, что «жирок»-то у страховщиков есть.

В результате длительных обсуждений и появился правительственный законопроект, который предусматривает увеличение лимита возмещения ущерба «по железу» до 400 тысяч, причем на каждого пострадавшего «железного коня», а предел выплат по возмещению вреда здоровью водителю и пассажирам — до 500 тысяч рублей (в настоящее время — 160 тысяч). Также планируется расширение других норм действующего законодательства, например, в части т. н. «европротокола», когда участники ДТП могут оформить происшествие без привлечения к этому процессу инспекторов ГИБДД. Что же касается тарифов, то их предлагалось ввести в определенные «коридоры», которые устанавливало бы федеральное правительство. Тогда страховщики могли бы устанавливать цену в пределах определенных минимальных и максимальных значений.

Предложения кабинета министров уже прошли согласование в думском комитете по финансовому рынку, правда, с оговоркой, что ко второму чтению будут предложены меры, достаточные для того, чтобы не увеличивать тарифы по ОСАГО. И вдруг законопроект был снят с рассмотрения Думы и отложен, по некоторым данным, пока только на неделю. Как объяснил такой шаг полпред правительства в Госдуме Александр Синенко, отсрочка необходима «для проведения дополнительных консультаций».

Наблюдатели тут же вспомнили, что в феврале владельцы и топ-менеджеры крупнейших российских страховых компаний написали в правительство, Госдуму и Минфин письмо, в котором содержались угрозы свернуть бизнес по ОСАГО из-за его убыточности. После опубликования текста прошли масштабные консультации участников рынка с чиновниками в Минфине. При этом в министерстве отмечали, что тарифы на полисы ОСАГО расти не должны, хотя еще осенью прошлого года чиновники готовы были поддержать удорожание ОСАГО в полтора раза. Судя по всему, прошедших в конце февраля переговоров оказалось недостаточно, и законопроект вновь «затормозили». Такой же позиции придерживается и заместитель заведующего кафедрой страхования Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов (ФИНЭКа) Денис Горулев, который в неожиданной отсрочке законопроекта видит очередную попытку страховщиков пролоббировать свои интересы.

«Вопрос увеличения лимитов по ОСАГО давным-давно назрел. Причем, и по оценкам научного сообщества, и по оценкам Минфина, поводов для серьезного повышения тарифов нет. Запас прочности у страховщиков есть, и очень большой. Просто им необходимо научиться минимизировать свои издержки и научиться платить!», — отметил господин Горулев. — «Показателей, что повода для увеличения тарифов нет, как минимум, два. Во-первых, сами страховщики готовы увеличивать лимиты до миллиона при дополнительном сборе лишь в 500 рублей. А во‑вторых, многие крупные страховщики, причем те, кто платят клиентам, и платят нормально, февральское обращение к правительству и Думе не подписали».

По мнению эксперта, «перезревшие» поправки об увеличении лимитов будут все-таки приняты. Увеличение же тарифов если и произойдет, то незначительное.

«Увеличивать страховые тарифы по ОСАГО в два раза нет никаких оснований!» — подчеркнул доцент кафедры страхования ФИНЭКа.

 

 

  • Дмитрий Кузьмин

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: