Михаил Жванецкий: «За компанию надо платить»

21 декабря 2010 Михаил Жванецкий: «За компанию надо платить»

Говорят, что с чувством юмора нужно родиться. Один из самых статусных сатириков страны Михаил Жванецкий советует, что если у вас нет чувства юмора — держите возле себя человека, у которого оно есть. «Ну хотя бы следите за ним! Грустно, когда встречаешь людей, лишенных чувства юмора», — говорит Жванецкий.

— Михаил Михайлович, накануне Нового года, 24 декабря, в зале «Крыша» вы по давней традиции даете камерный концерт. В этот раз везете программу «Лучшее из старого». Перечитывая свои старые произведения, находите в них то, чего раньше не замечали?
— Безусловно. Недавно ехали поездом с Ромой Карцевым, и я попросил его напомнить мне миниатюру, которую они когда-то играли с Витей Ильченко. Знаете, я хохотал, как ненормальный. И думал: как хорошо написано! Надо забыть произведение, чтобы оно снова стало для тебя как новое. Думаю, когда люди отвыкнут от моего голоса, то будут читать меня с большим интересом, чем сейчас.
— Приходилось читать в одном издании, что якобы вы как-то сказали, что некой точкой отсчета в современном юморе для вас является Петросян. Неужели это правда?
— Там точно записали. В основном в юморе точкой отсчета для меня действительно является Петросян. Это как от стены: куда бы ты ни пошел — сделал шаг вперед. Но вообще-то он талантливый менеджер. Целое «Кривое зеркало» вокруг себя собрал. Все что я только что говорил, быть может, больше относится к его личному творчеству. И не будем уж так строги — все-таки живой человек. Меня, кстати, часто спрашивают еще про популярный нынче «Камеди Клаб». Что я могу сказать… Для мата всегда существовали заборы. Мы долго воевали с этими заборами, добивались, чтобы их снесли. В том числе потому, что там было много матов. Но ребятки преодолевают один из запретов. Наверное, это тоже необходимо. Заберите у них мат, и они сразу потеряются. Говорят, у них из десяти миниатюр одна хорошая. А в юморе если толпа признает — значит популярен. Они молодые, крепкие, мускулистые — как противовес «Аншлагу» и «Кривому зеркалу». Что-то в этом есть. Хотя я все-таки за то, чтобы о чем-то еще думать, а не все время об унитазе. К счастью, в «Камеди Клаб» все-таки много разных авторов. Поэтому порой проскальзывает что-то талантливое.
— А что вы вообще думаете о современном юморе. Каков он? Что сейчас востребовано публикой?
— Главной темой с недавних пор стал только секс. Таланта взять неоткуда, потому что его нет. Но хочется стать известным. А это, оказывается, не так уж и сложно — вначале надо быть неприличным. Ты становишься неприличным на экране, а потом — известным. Стал известным — становишься чуть поприличнее. Вот как, например, один человек рассказал массу пошлых анекдотов, а потом стал радиоведущим. Теперь его уже нет в живых. И подобных карьер очень много. Но это маятник, который, качнувшись влево, обязательно качнется вправо — это следствие запретов в прошлые годы. Наверное, Максим Галкин — самый талантливый сейчас из того, кто часто появляется на экране. Он сказал, что телевидение сейчас досталось кавээнщикам. Сегодняшний юмор на телевидении диктуют продюсеры. А они поняли, что просто надо взять ребят из КВН…
— Если не ошибаюсь, с недавних пор вы стали футбольным болельщиком. Повлияло решение провести в России Чемпионат мира 2018 года?
— Скажу так про футбол: я стал его смотреть. Это маленькое самоутверждение, это такая маленькая война между народами: кто лучше, кто сильнее. Это очень нужно не мне, я без этого обойдусь, но нужно молодым ребятам, в них живет агрессия. Доброта появляется только с возрастом. Она не появляется в детстве, в молодости. Поэтому террористы редко бывают старыми. Казалось бы: старик ты уже, у тебя плохой диагноз, ну и взрывай себя. Нет! Он взрывать себя не хочет. И я не буду никогда себя взрывать, что бы ни произошло. А молодежь взрывает себя, ей не жалко окружающих. Ну и себя не жалко. Нужно чем-то это заменить. Я не такой болельщик, который все знает: когда, кто, куда. Но сейчас это стало интересным, футбол стал интересным, как стала интересной жизнь животная, жизнь движения, жизнь спортивная. Потому что остальное немножко задавило нас информацией. Я не могу смотреть Интернет, не могу столько мусора вынести. Кто-то должен отбирать, чтобы люди жили по-человечески. Поэтому раз мусор не отбирают, я перехожу на более простое. Вот футбол, вот дог-шоу, собачки прыгают, я отдыхаю. Смотрю художественную гимнастику — становится все очаровательным.
— А когда вам работалось легче как писателю? В прошлые годы или сейчас?
— Когда давление идет сверху, то частицы сплачиваются. Образуется спрессованный кусок, где все близки друг к другу. Возникает общество единомышленников, где есть общий противник, его все хорошо знают. Это единение настолько поразительно, что практически все думают одинаково. Сегодня нас ничего не объединяет. Мы пытаемся объединиться в ненависти или в неприятии власти. Тренируем художников, говоря им, что художник не должен сотрудничать с властью, дразним его всячески, пытаемся заставить его жить бедно. Говорим, чтобы он отказался от наград, чтобы он ел что-нибудь попроще, чтобы одевался похуже, чтобы жил в плохих условиях. Но это все неестественно, потому что мы разобщены. Сатирик не может критиковать власть без поддержки населения. Ты чувствуешь одиночество. Увидев, что ты висишь в воздухе, что ты как бы плюешь вверх, а тебя снизу никто не поддерживает. В советское время у меня была народная поддержка. А сейчас я болтаю ногами в воздухе. Потому что меня поддерживает только интеллигенция, только та публика, которая приходит ко мне, а ее стало меньше. Это очень узкий слой тех, кто смотрит «Дежурный по стране». Передача идет в такое дикое время, поэтому ее рейтинг не сравнить, например, с «Прожекторперисхилтон» и с теми программами, которые в выходной день.
— Получается, что вы жалуетесь на жизнь?..
— Кто жалуется на жизнь? Нет-нет. Тот жалуется на жизнь, кто жить не умеет. Господи, как хорошо вокруг. Захотел — уехал из города: леса, реки, воздух. Сам себе все добываешь, живешь во всем собственном, своя вода, своя собака, своя еда. Как хорошо. Конечно, если лезешь в город к людям, то тут и морду набьют, и надуют, и убьют. Ну что же ты хочешь? За компанию надо платить. И это счастье, когда есть черное и белое. Это жизнь.

 

Справка

Жванецкий Михаил Михайлович родился 6 марта 1934 г. в Одессе.
В 1956 г. окончил Одесский институт инженеров морского флота по специальности инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов.
Михаил Жванецкий в студенческие годы участвовал в самодеятельности, где начал писать свои творения и исполнять их со сцены. В 1963-м во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр познакомился с Аркадием Райкиным, который взял его произведения в репертуар, а в 1964-м пригласил Михаила Жванецкого к себе на должность завлита. Вместе с Михаилом Жванецким Аркадий Райкин поставил в 1969 году. программу «Светофор», в которой впервые прозвучали легендарные «Авас», «Дефицит», «Век техники». В период работы с Аркадием Райкиным творчески сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более 300 юморесок и монологов. Михаил Жванецкий, обретя свой индивидуальный стиль, ушел из театра Райкина и стал работать самостоятельно. Работая в Одесской филармонии, а затем в московском театре «Эрмитаж», приобрел всесоюзную известность.
В 1988 году Михаил Жванецкий создает Московский театр миниатюр, бессменным художественным руководителем которого является до настоящего времени. В театре по произведениям юмориста были созданы спектакли «Птичий полет» (1987), «Избранное» (1988), «Политическое кабаре» (1989), «Моя Одесса» (1994), «Престарелый сорванец» (1999).
Михаил Жванецкий автор книг «Встречи на улицах» (1982), «Год за два» (1987), «Моя Одесса» (1993), «Собрание произведений» в 4-х томах (2001).
С 1988 г. Михаил Жванецкий — художественный руководитель Московского театра миниатюр. Награжден орденом «Дружбы народов» (1994) и является лауреатом независимой премии «Триумф» (1994). С 2001 года — заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2001). С 2002-го является постоянным ведущим в телепередаче «Дежурный по стране» оригинального формата на канале Россия 1.

  • Николай Пешков

Читать также


Размышления Якова Гордина 15 декабря 2010 Размышления Якова Гордина

Его первая книга стихов «Пространство» вышла в 1972 году, а в 1974-м журнал «Звезда» напечатал работу Якова Гордина в жанре исторической эссеистики — о Пушкине-политике и историке. Яков Аркадьевич создал целый ряд исследований в области политической истории России. Книги Гордина были удостоены премии «Северная Пальмира» и Царскосельской. И вот уже более 19 лет он является соредактором легендарного журнала «Звезда».

Подробнее »

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: