Размышления Якова Гордина

15 декабря 2010 Размышления Якова Гордина

Его первая книга стихов «Пространство» вышла в 1972 году, а в 1974-м журнал «Звезда» напечатал работу Якова Гордина в жанре исторической эссеистики — о Пушкине-политике и историке. Яков Аркадьевич создал целый ряд исследований в области политической истории России. Книги Гордина были удостоены премии «Северная Пальмира» и Царскосельской. И вот уже более 19 лет он является соредактором легендарного журнала «Звезда».

— Яков Аркадьевич, в декабре вы отмечаете юбилей. Чем-то порадуете читателей к этой дате?
— Действительно, к грядущему юбилею я на днях представлю в Доме книги не совсем обычную свою книгу. Называется она «Герои поражения» — по названию одного из исторических очерков, которые вошли в это издание. У меня никогда таких книг не было. Она состоит из больших фрагментов из нескольких моих книг разных жанров. Это в некотором роде нечто обобщающее, собранное из разных эпох. В книге прослеживается основное, чем я занимаюсь всю жизнь. Вот такой подарок себе и читателям. А вообще у меня сейчас параллельно выходят еще несколько книг. Например, одно издание, отчасти тоже связанное с юбилейными делами, увидит свет в Москве. Книга называется «Кавказская Атлантида. 300 лет войны». Туда вошло многое из того, что я вообще писал о российско-кавказских отношениях. Сейчас это собрано под одной обложкой.
Еще в Москве у меня вышла книга под названием «Рыцарь и смерть» о судьбе Иосифа Бродского. Я вообще в основном занимаюсь русской политической историей. Но поскольку я был много лет дружен с Бродским, то я время от времени о нем писал. И вот, наконец, я собрал это тоже под одной обложкой. В этом году книга вышла уже вторым изданием, так как первый тираж быстро разошелся.
— А что у вас сейчас на рабочем столе?
— Главное, чем я сейчас занимаюсь, — это книга об Алексее Петровиче Ермолове. Чрезвычайно любопытном для понимания российской истории персонаже. Пишу я ее довльно давно. И вот должен закончить в феврале уже будущего года. Надеюсь, это получится. А непосредственно сейчас, в перерыве, я готовлю сборник документов, свидетельств о Николае I.
— В разговоре с вами нельзя обойти тему толстых литературных журналов. Положа руку на сердце, в наши дни это музейный экспонат или у подобных изданий есть потенциал?
— Не только потому, что я со своими коллегами издаю старейший российский журнал «Звезда», но и потому, что я в этом уверен, считаю, что толстые литературно-общественные журналы сегодня не менее важны, чем два, три, четыре десятилетия назад. Во-первых, представьте себе сейчас положение молодого начинающего писателя. Даже самого талантливого! Прийти в издательство и предложить свою книгу — это почти безнадежное дело, потому что неизвестное имя, нераскрученный писатель. Издательства крайне редко идут на риск. Поэтому в большую литературу сегодня молодые поэты и прозаики входят исключительно через толстые литературные журналы, которые ищут таланты.
Во-вторых, есть такое понятие — единое культурное пространство. Очень важное для жизни страны. И надо сказать, что литературно-общественные журналы еще с 19-го века как раз и образовывали это единое культурное пространство. Скажем, пушкинский «Современник», как известно, доходил даже до китайской границы. Толстой, когда был офицером и служил на Тереке, читал уже некрасовский «Современник», «Отечественные записки». То есть во всех концах огромной России люди были в курсе событий в культурной жизни. Сегодня это единое культурное пространство в значительной степени разрушено, потому что тот культурный процесс, который происходит в крупных городах, в основном в Москве и Петербурге, он очень слабо известен в провинции. И именно литературно-общественные журналы, когда они приходят в провинцию, дают представление о том, что же делается в культуре страны. Журнал такого рода — это микрокосм, там современная проза, современная поэзия, публицистика, биб­лиография, критика.
То есть если, скажем, человек где-то в городе Конотопе берет в биб­лиотеке какой-то толстый журнал и приобщается к большому в культурной жизни нашей страны. Поэтому функция литературных журналов осталась прежней.
Кстати, Национальная публичная библиотека регулярно проводит исследования о роли журналов и неизменно получает от библиотекарей из провинции ответы, что да, журналы востребованы, за ними стоят очереди, они нужны. Но мы их, как пишут библиотекари, к сожалению, мало выписываем, потому что нет денег. К счастью, в этом году ситуация, наконец-то, начала улучшаться.
— Не так давно в Москве хотели сделать музей «Нового мира». Но не получилось, так как историческое помещение редакции отдали под другие нужды...
— «Новый мир» Твардовского был мощным фактором общественной жизни. Недаром там и Солженицын в первый раз напечатался. И Войнович. И многие из тех, кого потом высылали и сажали. Поэтому мне, конечно, жалко, что этого музея не получилось.
— Что, на ваш взгляд, сейчас интересного происходит в современной литературе? Какие тенденции вы замечаете?
— Есть достаточно одаренных и поэтов, и прозаиков. Назвать двух-трех — значит обидеть энное количество людей. Но должен заметить, что с поэзией сейчас лучше, чем с прозой. Есть очень интересные поэты. И мы многих печатаем. С прозой же что-то похуже, хотя, конечно, тоже есть талантливые люди. Вот, Русскую Букеровскую премию в этом году получила Елена Чижова — наш автор. Отмечен ее пятый роман, который был опубликован в журнале «Звезда». До этого ни один роман Елены не выходил в издательствах. А теперь, после того как журнальная публикация получила такую престижную премию, она нарасхват. Печатаются отдельными книгами ее романы, по ним ставятся пьесы и так далее. Вот результат деятельности литературно-общественного журнала.
— По-вашему, молодые авторы как-то качественно отличаются от предыдущего поколения?
— Конечно. Скажем, предыдущее десятилетие молодая поэзия была под сильным влиянием Бродского. Мы регулярно сталкивались с тем, что человек — явно одаренный, но он под давлением обаяния Бродского. Но если отвечать непосредственно на ваш вопрос, то, конечно, каждое поколение несет нечто стилистически и содержательно свое. Молодая поэзия за послдение 10–15 лет существенно отличается от поэзии 80–70-х годов.
— Часто приходится слышать, что литературная критика сейчас не на высшем уровне. На ваш взгляд, существует ли такая проблема, и вообще насколько это важно?
— К сожалению, я вынужден с этим согласиться. С этим дело обстоит не очень хорошо. Безусловно, критика очень важна. И одна из функций толстых литературных журналов — это рекомендательная. К сожалению, у журналов тиражи сейчас очень маленькие. А кроме того, вообще литературная критика приобрела вялый характер. Но ничего страшного в этом нет. Ведь и проза тоже переживает не лучшие времена. Я являюсь членом некоторых жюри, поэтому мне приходится читать довольно много прозаических книг. Крупных, ярких вещей — крайне мало. Но и раньше бывали такие периоды в литературе. Это долго можно анализировать, почему подобное происходит. Все развивается по синусоиде. Постепенно накапливается некая творческая потенция и выходит на поверхность.

 

Справка

Яков Аркадьевич Гордин родился 23 декабря 1935 года в Ленинграде в семье потомственных интеллигентов. Мать — Марианна Яковлевна Басина — историк русской литературы, автор книг для юношества о Пушкине, Достоевском, Гоголе, Некрасове. Отец — Аркадий Моисеевич Гордин — пушкинист, автор книг о русской культуре XIX века, участник обороны Ленинграда, блокадник. В 1945–1949 гг. отец, высланный из Ленинграда (двое старших братьев были репрессированы), занимался восстановлением Пушкинского заповедника в качестве зам. директора по научной части. В 1949 г. уволен как «космополит».
После службы в армии Яков Гордин в 1957 году поступил на филологический факультет Ленинградского университета, тогда же начал писать стихи. Через два года он перевелся на заочное отделение, закончил курсы техников-геофизиков при НИИ геологии Арктики и пять лет работал в геологии, участвовал в экспедиции в Верхоянье (Северная Якутия).
Из университета Гордин ушел с четвертого курса в 1961 году. С середины 1960-х годов он начал выступать как критик («Вопросы литературы», «Новый мир»), в 1964 году была опубликована историческая пьеса о декабристах — «Мятеж безоружных», а в 1967 году Ленинградский ТЮЗ поставил трагикомедию «Вашу голову, император!».
Первая книга стихов «Пространство» вышла в 1972 году, а в 1974 году журнал «Звезда» напечатал первую работу Якова Гордина в жанре исторической эссеистики — о Пушкине-политике и историке. С тех пор писатель создал целый ряд исследований в области политической истории России — «Гибель Пушкина», «Право на поединок», «Дуэли и дуэлянты», «Мятеж реформаторов», «Между рабством и свободой», а также исторический роман «Крестный путь победителей».
Основным жанром творчества Гордина с середины 1970-х гг. является историческая беллетристика с прочной документальной основой, а также эссеистика на исторические темы. Особняком стоит книга об Иосифе Бродском (вышла в 2000 году), сочетающая личные впечатления с анализом взаимосвязей поэзии Бродского с широким литературным и философским контекстом. Книги Гордина были удостоены премии «Северная Пальмира» (1999) и Царскосельской премии (2001).
С 1991 г. Гордин, совместно с Андреем Арьевым, является главным редактором журнала «Звезда».

  • Николай Пешков

Читать также


Михаил Жванецкий: «За компанию надо платить» 21 декабря 2010 Михаил Жванецкий: «За компанию надо платить»

Говорят, что с чувством юмора нужно родиться. Один из самых статусных сатириков страны Михаил Жванецкий советует, что если у вас нет чувства юмора — держите возле себя человека, у которого оно есть. «Ну хотя бы следите за ним! Грустно, когда встречаешь людей, лишенных чувства юмора», — говорит Жванецкий.

Подробнее »

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: