Знаний должно хватить на всех

27 августа 2014 Знаний должно хватить на всех

Накануне Дня знаний в Петербурге оценили перспективы наступающего учебного года на разных ступенях общей и профессиональной школы. Наряду с очевидными плюсами, имеются и явные минусы.

Из всех образовательных ступеней города на Неве лучше всего, пожалуй, выглядит система общего образования: она и финансируется в достатке, и систематически демонстрирует развитие, показывая пример всей России. Объясняется это довольно просто: именно она больше всего подконтрольна местным властям, и допускать какие-либо проколы, особенно накануне губернаторских выборов, было бы совсем негоже…

Идем по «дорожной карте»

О том, насколько важна для местных властей образовательная система, свидетельствуют данные о ее финансировании: согласно официальным цифрам, общий объем средств, предусмотренный на расходы комитета по образованию на 2014 год, в настоящее время превышает 8,1 млрд рублей, из которых на федеральный уровень приходится только 64,3 млн. При этом на конец первого полугодия 2014‑го из названных сумм было освоено около 43 и 31 % соответственно.

Как подчеркивает председатель комитета по образованию Жанна Воробьева, отчитываясь за реализацию плана мероприятий по повышению эффективности сферы образования и науки в Петербурге на период 2013–2018 годов (иначе его называют «дорожной картой»), по всем подведомственным ей направлениям достигнут несомненный прогресс.

Согласно данным независимого опроса, по итогам 2013 года качеством дошкольного образования удовлетворены, к примеру, 88 % петербуржцев (в 2012‑м таких было 84 %), а «все плановые показатели «дорожной карты» для дошкольного образования в 2013 году достигнуты».

Решается и самая главная проблема — обеспечение местами детей возраста 3–7 лет в детских садах: в прошлом году открыто 10 зданий на 1490 мест, а всего создано свыше 11,4 тыс. дополнительных мест для дошкольников — на 1,5 тыс. больше, чем планировалось.

«При этом мы стараемся использовать все современные формы организации приема детей и тем самым повышаем эффективность имеющихся мощностей, — констатирует Жанна Воробьева. — Группы кратковременного пребывания, семейные группы, лекотеки, поддержка частных детских садов — все это уже работает в Петербурге».

В системе общего образования тоже есть перемены к лучшему — и речь идет не только о появлении новых школ. Здесь один из основных акцентов — повышение качества обучения, связанное с необходимостью перехода на новые стандарты. Сейчас новые федеральные государственные образовательные стандарты внедрены в 1–3‑х классах всех школ города и уже идет их введение вплоть до 5‑х классов: в 2013 году по ним стали работать в 29 школах Петербурга, а в 2014‑м присоединятся еще 40. Как подчеркивает Жанна Воробьева, «внедрение стандартов в 5‑х классах проводится в качестве эксперимента с опережением на 2 года, однако делается это с целью подготовки массового перехода всех учреждений города на новые стандарты в 5‑х классах с 1 сентября 2015 года».

А чтобы соответствовать новому уровню, в Питере большое внимание уделяют и повышению квалификации педагогов: в 2013‑м 53 % от их общего числа (около 39 тыс. человек) прошли соответствующую переподготовку. Как результат, 18 средних образовательных учреждений Петербурга вошли в список «500 лучших школ России», а город 5‑й год подряд удерживает абсолютное первенство среди ее регионов по количеству победителей и призеров всероссийского конкурса «Директор школы». Интересно и то, что при высоком качестве питерского школьного образования (а об этом прямо говорят результаты ЕГЭ) его эффективность оказывается выше, чем во многих других регионах страны. Так, по данным комитета по образованию, в Северной столице соотношение «учитель–ученики» сохраняется уже 3 года и превышает аналогичный среднероссийский показатель почти на 4 единицы.

Особая гордость петербургской системы общего образования — возможность получать дополнительные услуги. По официальной статистике, охват детей в возрасте 5–18 лет программами дополнительного образования составляет 86 %, а в систему входит 325 отделений — фактически они имеются в каждой второй школе города. Кроме них, еще есть 336 спортивных клубов, 75 из которых открыты в 2013 году. Неудивительно, что социологический опрос показал высокий результат и в этом сегменте образования: согласно ему, удовлетворены состоянием дополнительного образования 97 % петербуржцев. По оценке Жанны Воробьевой, при желании петербургский школьник сейчас может развиваться в любом направлении (спорт, культура, наука и т. д.).

Означает ли это, что в системе питерского дошкольного и общего образования нет никаких проблем? Вовсе нет: о них хорошо известно. Однако, в отличие от многих других регионов страны, они постепенно и вполне успешно решаются.

Старая проблема общежитий

Не обходится и без проблем. Осоебнно в системе профессионального образования.  И одним из главных ее тормозов стала нехватка комфортабельных общежитий: количество желающих получать образование в Петербурге растет, а вот селить их некуда. Проблема уходит корнями еще в советское время.

Более-менее приемлемо ситуация выглядит в системе начального и среднего профобразования Петербурга. Несмотря на рост интереса абитуриентов к этим образовательным ступеням (в 2014‑м только по учреждениям комитета по образованию количество принятых абитуриентов оказалось на 6,5 % больше, чем в 2013 году), здесь заметной нехватки общежитий не наблюдается. А о востребованности квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена говорит тот факт, что уровень трудоустройства выпускников в течение первого года по окончании обучения в 2013 году составил 65 % — на 20 % выше запланированного. Причем получить специальность, которая будет кормить наверняка, в Петербурге можно без особых проблем. Например, в Невском колледже имени А. Г. Неболсина совместно с Национальным агентством контроля сварки создают образовательную программу для подготовки сварщиков самой высокой квалификации, на практике реализуя идею появления прикладного бакалавриата.

Что касается высшей профессиональной школы, то привлекательность учебных заведений Петербурга растет: в течение последних 5 лет количество иногородних и иностранных студентов неизменно увеличивается. В этом году «не местных», в среднем по вузовской системе, принято около 72 % от всех первокурсников, а в некоторых университетах на отдельных направлениях на каждого петербуржца приходится уже четверо иногородних. И этот, с одной стороны, отрадный факт ведет к ярко выраженной нехватке мест в общежитиях: по оценке председателя комитета по науке и высшей школе Андрея Максимова, только в государственных вузах дефицит мест достигает 10 тыс. Эту же цифру называет и председатель Совета ректоров вузов города Владимир Васильев.

Почему так происходит? Причин несколько. Во‑первых, в свое время из-за снижения объемов часть общежитий петербургские вузы перепрофилировали. Во‑вторых, при реконструкции их по современным требованиям количество мест оказывается меньшим: наличие «удобств» в комнате, к примеру, сразу же снижает ее населенность. А в третьих, город практически не может активно влиять на этот процесс — вузы, в отличие от школ, как правило, имеют федеральное или ведомственное подчинение, т. е. власти Петербурга не имеют права тратить деньги на строительство их общежитий.

Чем грозит нехватка общежитий иногородним студентам? Увы, но мощностей примерно 250 отдельных «общаг» и Межвузовского студенческого городка (МСГ) не хватает: приезжим нередко приходится снимать жилье. А это ведет не только к резкому росту расходов на быт (если общежитие обходится в 3–4 тыс. рублей, то съем даже комнаты, как минимум, в 10 тыс.), но и нередко к отсутствию местной регистрации. С соответствующими проблемами. А значит, часть приезжих, особенно обучающаяся на коммерческой основе, очень скоро встанет перед необходимостью решать финансовый вопрос: обучение в Петербурге может оказаться для части из них просто не по карману.

Каковы перспективы? По словам Андрея Максимова, подвижки все-таки есть. «В прошлом году в общежитиях введено около 1,8 тыс. мест, и в этом их появится примерно столько же, — говорит он. — Скорее всего, как-то кардинально изменить ситуацию удастся только в 2015‑м, когда в МСГ должны быть построены корпуса на более 4 тыс. студентов». Вместе с тем Владимир Васильев отмечает, что «строительство сейчас запаздывает, и после 14 сентября мы хотим обратиться к губернатору, чтобы инициировать вопрос о строительстве новых общежитий».

Есть планы по возведению новых домов для студентов и у отдельных вузов. Например, СПбГУ получил разрешение на строительство нового корпуса общежития на улице Кораблестроителей: в нем со временем планируют разместить около 400 студентов. А вот планы университета построить единый кампус СПбГУ на намывных территориях на Васильевском острове пока расплывчаты. И это неудивительно, поскольку комплекс, который предусматривает размещение 25 тыс. студентов, «тянет» на 96 млрд рублей.

Наверняка и в следующем году вопрос наличия общежития для иногородних студентов станет одним из ключевых. И если эту проблему, не решить,  часть перспективных абитуриентов в лучшем случае выберет учебные заведения других городов.

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: