Туристам показали ФИГи

13 августа 2014 Туристам показали ФИГи

Массовое крушение российских, и в том числе петербургских, турфирм получило беспрецедентный характер. В первую очередь страдают рядовые туристы, и главный вопрос, который сейчас перед ними стоит: как вернуть деньги. В половине случаев это будет сделать очень трудно. Почему? И как такое вообще могло случиться?

Ситуация неоднозначная. Где-то явно не хватает страхового обеспечения («Лабиринт»). Где-то под вопросом остается финансовая состоятельность страховщика («Нева»). А где-то выяснилось, что у оператора из договора со страховой компанией «выпал» либо какой-то временной период («Экспо-тур»), либо этот документ не действует («Нордик-стар»). И если получить страховое возмещение от финансового гаранта напрямую не получится, то клиентам обанкротившихся турфирм придется идти в суд.

Сейчас, пока до получения первых компенсаций еще не дошло, самое время разобраться в глубинных причинах, вызвавших на российском туристическом рынке «эффект домино». Напомним, что за последние 3 недели приостановили деятельность 6 операторов и 2 посреднические компании, осуществлявшие продажу авиабилетов.

Бесконтрольность

На днях у врио руководителя «Ростуризма» Олега Сафонова прямо спросили о том, готов ли он взять на себя ответственность за то, что десяткам тысяч россиян испорчен отдых. На что он так же прямо ответил: «Готов тогда, когда у возглавляемого мной ведомства будут контрольные и надзорные функции».

И верно, в настоящее время у «Рос­туризма», который теоретически должен выступать в качестве главного регулятора и контролера отрасли в стране, таких функций нет. Фактически в сфере выездного туризма это ведомство выступает в роли исполнительного клерка, который только фиксирует и заносит данные в амбарную книгу (ведет реестр операторов). Самое главное — таких функций вообще ни у кого нет, поскольку все другие контролеры (налоговая служба, Рос­потребнадзор и т.  д.) заняты по своей специализации. И получается как в известной миниатюре Аркадия Райкина про пиджак, сшитый на заказ: и результат вроде бы есть, но в целом за него никто не отвечает. К чему это приводит?

Как у нас появляется нужное рынку законодательство? По принципу «когда гром грянет». Пока на нерегулируемом перекрестке не случится страшная авария, светофора там не поставят. Когда появилась «Турпомощь», услуги которой сейчас очень даже пригодились? После того как 2 года назад закрылась «Ланта-тур». Вот и сейчас, когда десятки тысяч туристов остались без отдыха и денег, наши законодатели решили проявить активность.

Однако разве не было известно, что система финансовых гарантий (их в туризме именуют ФИГами) изначально дырява? Что благодаря неточности формулировок вместо реального оборота многие крупные туристические компании показывают заниженный в десятки раз? Ведь еще 2 года назад «неожиданно» в числе лидеров по объемам фингарантий оказались 3 петербургские компании («Нева», «Солвекс-Турне» и «Верса»), в то время как московские монстры выездного туризма, обладающие оборотами на порядок выше, скромно получили ФИГи в 2–3 раза меньшие. Результат? У «Невы» при фингарантиях в 454 млн рублей за рубежом оказалось около 7 тыс. туристов, а у «Лабиринта» (160 млн гарантий) — более 20 тыс. А если, не дай бог, «приостановит деятельность» кто-то из первой десятки, отправивший отдыхать за границу 100 тыс. человек и имеющий тех самых ФИГов всего на 120–240 млн рублей?

Вопросы не кончаются

Как могло случиться, что сразу несколько десятков туроператоров, включая и крупных, застраховали свою финансовую ответственность перед туристами в малоизвестной страховой компании «Восхождение»? Ведь на протяжении двух последних лет в СМИ только ленивый не писал о том, что российские страховщики после краха «Ланты-тур» не хотят страховать большие риски. Многие крупные страховые компании вообще отказались работать в сфере туризма. А безвестная СК «Восхождение», не обладая нужными ресурсами, легко взяла на себя огромную ответственность…

Как так произошло, что фактический владелец посредников по продаже авиабилетов «Авиачартер» и «Идеал-тур», а также турфирмы «Лабиринт» Михаил Шаманов накопил долг перед перевозчиком в объеме более 1,5 млрд рублей? Ведь разорившаяся несколько лет назад в Петербурге компания «ТБЛ» ушла с рынка, задолжав «России» «всего» $4,5 млн, а «Ланта-тур» покинула его, не получив возможности закрыть кассовый разрыв в несколько десятков миллионов рублей.

Как компании, не имеющие права реализовывать путевки за рубеж по причине фактического отсутствия у них фингарантий, продолжали это делать? Ведь «Нордик-стар» за неуплату взносов был исключен из реестра тур­операторов еще 9 июня…

И разве никому не известно, что российский массовый туризм в большинстве случаев строится по пирамидальному принципу, когда только что пришедшие в офис туристы платят не за себя, а за тех, кто уже на отдыхе? И в нынешних условиях, когда по объективным причинам приток туристов обмелел, а кредитов (к тому же очень дорогих) не дают, многие компании запросто «садятся на мель». А некоторые и вовсе идут ко дну.

Безответственность

Все случаи банкротства в российском туризме строятся по одному проверенному временем сценарию: компании, прекрасно зная о реальной финансовой ситуации, до последнего продают туристам путевки и билеты в один конец…

Почему? Ответ простой: пока ни один из тех, кто обрек клиентов на выдворение из отелей, сидение сутками в чужих аэропортах без воды и пищи или потерю кровно заработанных денег, реальной ответственности не понес. Ведь это еще надо доказать, что в крахе «Лабиринта» или «Невы» был умысел, а не просто «так получилось».

К тому же сейчас, когда есть пусть и «дырявые», но фингарантии и есть «Турпомощь», руководству турфирм стало еще проще: «в случае чего» оно сразу указывает пальцем на страховую компанию или ту же самую «Турпомощь», говоря: «Все вопросы к ним». А зачем переживать, если фактической ответственности за «приостановку деятельности» нет, а через пару месяцев (а то и раньше) можно «всплыть» под другим юридическим именем? Ведь лицензирования в туризме сейчас нет — путевки может продавать кто угодно.

Некомпетентность

Как правило, все банкроты, как один, твердят, что, мол, ситуация на рынке сложная, курс валют вырос, увеличились убытки и т.  д. Однако при этом другие компании, работающие в этих же условиях, даже прибыль получают. И не жалуются.

Очевидно, что одной из причин последних событий на туристическом рынке стала некомпетентность руководства части компаний и управленческие просчеты. Да, рынок туризма в России высококонкурентный и сейчас не может похвастать большой прибыльностью. Да, работать на нем трудно, поскольку продавать надо не газ и нефть, а впечатления… Но работать можно. Причем честно и гарантируя качество услуг для того самого «рядового» туриста, который целый год ждет отпуска.

Доверие и перспективы

Сейчас многие операторы на фоне общего негатива принялись заявлять о своей надежности, всячески ее демонстрируя. И можно только приветствовать не слова, а дела таких компаний, как петербургские «Солвекс-Турне» или «Верса» (а также и других), которые за свой счет вывозили брошенных «Невой» за рубежом клиентов, решивших перестраховать свои финансовые риски в более надежных страховых компаниях.

Весь вопрос в том, покупать ли готовый турпакет (или его отдельные составляющие) в турфирме либо организовывать отдых самостоятельно. Банкротства, которые были и еще наверняка будут, не значат, что никому из операторов вообще верить нельзя. А вот проверять их на надежность и компетентность надо обязательно.

Что будет дальше? Через 2 недели министр культуры Владимир Мединский обещал представить пакет изменений в законодательство, которое теперь надо «приспосабливать» под реалии туристического рынка.

Однако уже сейчас понятно, что отрасль понесла весьма ощутимые репутационные потери. И это только усилит тягу россиян к «самотурам», особенно по тем направлениям, где это возможно и выгодно (для петербуржцев, в первую очередь, Европа). По сути, выездная самостоятельность уже в большой моде, и тренд может стать доминирующим. Хотя клиенты у надежных турфирм, безусловно, останутся, ведь далеко не все готовы брать на себя ответственность за организацию собственного отдыха.

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: