Сами мы местные

16 июля 2014 Сами мы местные

В Петербурге многочисленные скандалы на муниципальных выборах получают все большую огласку. Получается, что, сами того не подозревая, участники кампании подрывают и без того не очень высокий авторитет местной власти.

 

На предыдущих муниципальных выборах в 2009 году явка избирателей в Петербурге составила чуть выше 15 % (в некоторых муниципалитетах на избирательные участки пришло менее 10 %). Эксперты уже тогда сделали вывод — петербуржцы в большинстве своем не интересуются тем, что творится в местных советах, кто там заседает и какие решения принимает.

Впрочем, такая ситуация, похоже, полностью устраивает действующих муниципалов, ведь в условиях низкой явки достаточно пары-тройки сотен преданных избирателей, и место в муниципалитете будет гарантировано. Конечно, муниципальный административный ресурс хоть и не идет ни в какое сравнение с возможностями городской или районной администрации, но тем не менее позволяет за время депутатства обзавестись необходимым «ядерным» электоратом. Поэтому именно действующие депутаты заинтересованы в том, чтобы явка на участки была минимальной: это автоматически повышает «удельный вес» тех самых преданных сторонников.

А бороться действительно есть за что. И это не только пресловутый «муниципальный фильтр», который позволяет отсеивать тех или иных кандидатов в губернаторы. «Новости Петербурга» уже рассказывали о том, что федеральное правительство приступило к реализации муниципальной реформы в рамках президентского поручения, которое Владимир Путин дал по результатам недавнего (майского) заседания Всероссийского совета местного самоуправления. Соответствующие законопроекты, предусматривающие расширение полномочий муниципальных советов, чиновники Министерства регионального развития, Министерства финансов и Министерства юстиции должны подготовить к 1 августа. Одним из главных новшеств, очевидно, станет перераспределение бюджетных полномочий от региональных властей в пользу местного самоуправления. Которое, вероятно, сможет устанавливать свои «местечковые» налоги. При этом субъектам Российской Федерации будет предоставлено право вводить двухуровневую (районы и город) систему муниципалитетов в городах.

Работают над новым витком муниципальной реформы не только чиновники. На прошлой неделе состоялось заседание Совета по местному само­управлению при председателе Государственной Думы, в ходе которого было заявлено, что нижняя палата федерального парламента готовит еще ряд законов по муниципальной реформе «в довесок» к уже принятому весной пакету поправок. Речь идет опять-таки о расширении финансовых полномочий муниципальных советов.

«До конца лета рабочая группа по исполнению поручений президента Российской Федерации, в которую входит Всероссийский совет местного самоуправления, подготовит законопроекты, предусматривающие оптимальное распределение полномочий и финансовых источников между уровнями пуб­личной власти», — заявил один из разработчиков реформы, думский депутат Вячеслав Тимченко, возглавляющий Всероссийский совет местного самоуправления. При этом парламентарий отметил, что необходимо законодательно разрешить муниципальным властям устанавливать налоги и сборы на местном уровне. «У каждого муниципалитета своя социально-экономическая специфика, свои наиболее развитые производственные отрасли. Эти особенности должны отражаться на структуре соответствующих бюджетов», — подчеркнул господин Тимченко. Также, по мнению председателя Всероссийского совета местного самоуправления, необходимо передать в ведение муниципальной власти именно те налоги, на налогооблагаемую базу которых она имеет влияние и даже может стимулировать увеличение доходов. «На что может эффективно воздействовать местная власть? На прибыль юридических и доходы физических лиц, куплю-продажу и эксплуатацию личного легкового транспорта, развитие малого предпринимательства, добычу полезных ископаемых. Поэтому отчисления от этих налогов должны поступать в муниципальные бюджеты», — считает Вячеслав Тимченко.

В общем, если настроения федеральных властей не изменятся, то уже в будущем году муниципальная власть может обрести новый смысл своего существования. По всей видимости, и петербургские структуры МСУ не останутся в стороне от этого процесса. А значит, те муниципалы, которых мы изберем в сентябре этого года, станут куда более «полномочными», нежели их предшественники. Вот почему петербуржцам важно подойти к выборной кампании, которая разворачивается сегодня в городе на Неве, вдумчиво и ответственно.

Однако этому пока мало способствуют сами участники предвыборного процесса. Под гнетом массовой негативной информации с предвыборных муниципальных «фронтов» у простого избирателя может сложиться впечатление, что муниципалитеты — этакие рассадники склок и дрязг. Ведь даже федеральные политики и чиновники уже включились в «войну компроматов». Пресс-релизы с описаниями предвыборного произвола рассылаются с адреса пресс-службы бывшего лидера петербургских эсеров, а ныне депутата Государственной Думы РФ Олега Нилова. Впрочем, сам парламентарий активно разъезжал на прошлой неделе по избирательным комиссиям и местным администрациям, пытаясь «разруливать» конфликтные ситуации. Письменное обращение с просьбой взять предвыборную ситуацию под контроль направил прокурору Петербурга главный «избиркомовец» страны Владимир Чуров. Депутат Государственной Думы и лидер петербургской организации партии «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева на днях опубликовала совместное с главой петербургского «Яблока» Андреем Палевичем заявление. Суть документа — массовые нарушения при регистрации кандидатов на муниципальных выборах. Терминология заявления самая «убойная». «По сути, на муниципальных выборах в Петербурге действует организованная группировка, грубо нарушающая избирательные права граждан и обеспечивающая узурпацию власти», — говорится в заявлении. И перечисляются «места боев» на муниципальном поприще.

Есть в документе и одно показательное место: «Все это уже было. Муниципальные выборы 2009–2011 годов, проведенные в условиях массового отстранения оппозиционных кандидатов и фальсификации итогов голосования, создали нынешнее превосходство партии власти в муниципальных советах». Действительно, ничего нового, по сути, сегодня не происходит. Еще в 2009 году на муниципальных выборах были подставные очереди в избирательные комиссии, «перетасовки» номеров округов, внезапные «переезды» комиссий с «насиженных мест», выдача неверных направлений в банк на открытие избирательных счетов и очень короткий рабочий день членов избиркомов. Однако тогда парламентская оппозиция предпочла не заметить всех этих «художеств». А ведь на подготовку и отработку определенных законодательных «страховок» от местного произвола муниципальных избиркомов, которые, по сути, даже не подчиняются городской избирательной комиссии, было более четырех лет.

  • Иван Сергеев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: