Национальная оборона дороже экономики

9 июля 2014 Национальная оборона дороже экономики

На прошлой неделе российское правительство одобрило проект бюджета страны на 2015–2017 гг. Этот важнейший документ не только показывает, на что и как власти собираются в ближайшие три года тратить казенные средства. Он также дает представление о том, в каких направлениях будет развиваться государственная внутренняя и внешняя политика.

 

В правительстве четко дали понять: доходы бюджета начиная с 2016 года будут снижаться. Как ситуацию исправить, власти пока не знают. Чиновники пытаются изыскать дополнительные ресурсы, чтобы выполнить принятые ранее обязательства, но ресурсов этих немного, и некоторые из них, напрямую связанные с усилением налоговой нагрузки, однозначной поддержки в правительстве не получили (хотя перспектива введения налога с продаж остается реальной).
Премьер-министр Дмитрий Медведев заверил, что приоритет № 1 бюджетной политики на ближайшие три года — социальная сфера. На нее в 2014 году придется 25,1 % всех расходов. В 2015 году они вырастут до 27,3 %, а в 2017 году снизятся до 26,5 %. Речь идет в первую очередь о социальных выплатах, о пособиях, пенсиях, зарплатах военным, учителям и т. д. Как в точности будет проводиться индексация, еще неизвестно — сейчас важно сохранить хотя бы существующий уровень. При этом на здравоохранение, образование, культуру и ЖКХ расходы уменьшатся (см. таблицу).
Основная причина сокращения доходной части бюджета кроется в общем замедлении российской экономики. Однако, согласно одобренному проекту, на экономические нужды казенных средств будет выделяться с каждым годом все меньше: 15,9 % бюджета в 2014 году, 12,1 % в 2017 году. Напомним, что по статье «Национальная экономика» проходят взносы в уставные капиталы, а также все траты на дорожное строительство и прочие инфраструктурные проекты.
Конечно, возникает вопрос: почему в условиях, когда существует угроза рецессии и экономика нуждается в дополнительном стимулировании, бюджетные ассигнования уменьшаются? В правительстве это объясняют стремлением добиться большей эффективности уже существующих затрат, так как именно эффективность вызывает сомнения чиновников Минфина и Минэкономразвития.
Немало нареканий высказывалось и в адрес госуправления, на его низкое качество регулярно жалуются в Российском союзе промышленников и предпринимателей, в его региональных отделениях, в том числе и в петербургском СПП. Тем не менее по статье «Общегосударственные расходы» проект бюджета не обещает сокращений (7,3 % — 2014 год, 7,4 % — 2017 год).
На чем власти не собираются экономить, так это на обороне. Более того, проект бюджета предполагает рост расходов по этой статье с 2,471 трлн рублей в 2014 году (17,1 % от всего бюджета) до 3521 трлн рублей в 2017 году (20,9 % всей казны). Таким образом, через три года на оборону потратят в три раза больше казенных средств, чем на здравоохранение, образование, культуру и СМИ, вместе взятые.
Сегодня Россия занимает третье место в мире после США и Китая по абсолютным расходам на оборону, а по темпам их роста мы являемся мировыми лидерами. Мы также лидируем по доле военных расходов относительно ВВП: у нас они составляют приблизительно 4,7 % ВВП, столько же в США, 2,5 % в Индии и 2 % в Китае.
Внешнеполитический курс Кремля, судя по всему, меняться не будет, а значит, существенных улучшений в отношениях с наиболее развитыми странами мира не произойдет. Расходы казны на оброну увеличатся еще и потому, что Владимир Путин высказал пожелание снизить зависимость российской оборонки от западных поставок и технологий. Правда, сделать это чрезвычайно трудно, так как в отдельных сегментах вооружений подобная зависимость, как признают в Минобороны, достигает 80 %.
Вместе с тем снизится финансирование по линии «Национальная безопасность». Другими словами, охрана границ усиливаться не будет. В правительстве уверены, что в этом направлении уже сделано достаточно и прямой угрозы нет. Ситуация на границе  с Украиной дополнительных затрат по статье «Национальная безопасность» также не потребует.
Зато вырастут расходы на обслуживание внешнего долга (он пока очень невелик по своему объему). Здесь две причины: первая — с 2015 года власти планируют вновь прибегнуть к заимствованиям (причем одалживаться придется, скорее всего, на Западе), вторая — обслуживание уже имеющихся кредитов станет еще дороже, так как отношения с Западом продолжают ухудшаться.
На что еще правительство планирует увеличить бюджетные расходы? На спорт! Правда, значительно они увеличатся лишь в 2015 году, а затем даже немного снизятся и составят в итоге около 97  млрд рублей в год. К 2017 году доля спорта в государственной казне окажется выше, чем доля культуры. Спортивные победы расцениваются властями как чрезвычайно важный аспект внутренней политики, фактор единения и воспитания патриотизма. Поэтому знаменитые зарплаты иностранных тренеров останутся у нас на прежнем уровне.
Конечно, одобренный документ нельзя считать константой на все три года. Экономическая и внешнеполитическая ситуация может измениться, и определенные корректировки бюджета не исключены.
Вместе с тем в правительстве не собираются менять бюджетное правило (оно гласит, что расходы не должны более чем на 1% ВВП превышать неф­тегазовые доходы), которое призвано защищать экономику от колебаний цен на нефть.
Стоит также отметить, что дефицит бюджета в 2015 году должен, согласно принятому проекту, сократиться с 1 % до 0,4 %, а в 2016–2017 годах он составит 0,6 %. Покрывать его будут за счет займов на внутреннем рынке: в 2014 году — 450 млрд, а затем по 1 трлн ежегодно до 2017 года. «На черный день» правительство откладывать тоже не перестанет: в Резервный фонд за три года планируется отдать до 400 млрд руб.

  • Олег Павлов

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: