Новые рамки культурного наследия

18 июня 2014 Новые рамки культурного наследия

Депутаты петербургского парламента на прошлой неделе приняли в первом чтении законопроект о границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Петербурга. Документ вызвал в городе неоднозначную реакцию.

Как отметил председатель постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей Никешин, документ явился результатом совместной работы парламента и Смольного. Исполняющий обязанности председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Александр Леонтьев заявил, что предложенные изменения в действующий закон вызваны, в частности, корректировкой перечня и границ объектов культурного наследия, а также вступлением в силу новых требований федерального законодательства. Как пояснил начальник Управления зон охраны объектов культурного наследия КГИОП Алексей Михайлов, в законопроекте содержится ряд новых понятий и определений, таких как «внешний облик зданий» и «диссонирующие объекты», также в документе конкретизированы требования к восстановлению исторических зданий и сооружений.

Участвовавший в слушаниях петербургский депутат Борис Вишневский отметил, что к внушительному документу «есть замечания, но лучше так, чем вообще без него». «Закон очень большой, … он готовился полгода. Закон утверждает высотные регламенты, в зоне регулируемой застройки они сейчас не действуют. Еще он уточняет многие понятия, в частности, устраняет пресловутую норму, при которой в случае необратимой аварийности можно было снести здание даже в охранных зонах», — объяснил журналистам господин Вишневский. Он отметил, что в силу необходимости согласования поправок с Министерством культуры тщательно подготовленный документ уже вряд ли претерпит изменения. Вероятно, поэтому парламентарии утвердили проект закона в первом чтении, а на подачу поправок «как бы формально» отвели минимальный срок — до понедельника (с учетом того, что в праздничные дни с четверга по воскресенье ни одна служба ЗакСа не работала).

Отметим, что до конца текущего месяца свою оценку документу должен «выставить» на своей сессии и Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО.

В официальной пояснительной записке к законопроекту отмечается, что изменения в региональный закон продиктованы сразу несколькими факторами. Во‑первых, изменением с 2009 года состава и границ объектов (выявленных объектов) культурного наследия, что, в свою очередь, повлекло за собой изменение границ зон охраны. Во‑вторых, требованиями городской прокуратуры устранить «коррупцио­генный фактор» из действующего закона. А в‑третьих, необходимостью введения в действие градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия.

Предсказуемо поддержал законопроект и председатель петербургского ЗакСа Вячеслав Макаров. «Закон о границах зон охраны объектов культурного наследия является одним из ключевых для жизнедеятельности Петербурга. От того, насколько выверенными будут его нормы, зависит сохранение Петербурга как памятника мировой архитектуры», — заявил спикер городского парламента.

Определенные прорывы в поиске компромисса между градозащитниками и сторонниками так называемого «развития исторического центра» отмечает координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов. Во‑первых, появление самого определения «локальных изменений архитектурного решения фасадов» (которые разрешены в отношении исторических зданий в действующей редакции закона) и «внешнего облика зданий» (этот облик требуется сохранять или воссоздавать в случае утраты).

«Сейчас эти термины в законе не расшифровываются и трактуются иногда, мягко говоря, вольно, — отмечает градозащитник. — Результат — «подросшие» на пару этажей исторические дома, либо «воссозданные исторические фасады», превращенные в цоколи современных многоэтажек».

Во‑вторых, отмечает Дмитрий Литвинов, на территориях важных улиц и площадей исторического центра высота новостроек будет ограничиваться не наиболее высоким, как сегодня, а, наоборот, самым низким из прилегающих зданий. «Сейчас при новом строительстве доминирующая роль существующих памятников архитектуры зачастую подавляется возникающими рядом новостройками, как это случилось совсем недавно, например, с домом Капустина на Фонтанке», — напоминает активист «Живого города».

А в‑третьих, теперь будет ограничен перечень выданных до вступления закона в силу согласований, которые дают основания уклоняться от требований режимов охраны. А значит, застройщикам уже не удастся, как сегодня, представлять в качестве «выданных ранее согласований» самые разнообразные документы. «Принятие подобных поправок, пусть даже и не в самом совершенном виде, нужно нам как можно скорее, — подчеркивает господин Литвинов. — Ведь каждый год выдаются многие десятки разрешений на строительство и реконструкцию в историческом центре, и отозвать их обратно в будущем будет крайне тяжело». При этом градозащитник поясняет: «К сожалению, многие спорные положения нынешних режимов охраны остались прописаны недостаточно четко. В частности, так и не удалось полностью запретить демонтаж исторических зданий под предлогом аварийности. Хотя теперь формально допускается только разборка отдельных «аварийных конструкций», нет никакой уверенности, что недобросовестные строительные эксперты и демонтажные компании не найдут способ объявлять «аварийными» все конструкции здания». При этом Дмитрий Литвинов отметил, что, помимо прочего, необходима «паспортизация» всех зданий в историческом центре, определение для каждого из них четкого перечня предметов охраны и допустимых внутренних перестроек, которые могут быть сделаны в ходе приспособления для современного использования. «И в этом вопросе бессмысленно, на мой взгляд, надеяться на помощь ЮНЕСКО или других международных организаций. Защита и сохранение нашего культурного наследия — это, прежде всего, задача и долг нас самих», — резюмирует Литвинов.

Куда более критической точки зрения придерживаются общественные активисты-градозащитники из РОО «Охтинская Дуга» и Группы ЭРА (Специализированная группа экологии рядовой архитектуры), которые провели у стен городского парламента одиночные пикеты против «охранного» законопроекта. По мнению общественников, принятая депутатами в первом чтении новая редакция закона противоречит федеральному законодательству и требованиям охраны памятников, также документ содержит незаконные регламенты. При этом градозащитники подчеркивают, что депутаты проигнорировали заключение собственного юридического управления, которое, как считают общественники, выявило серьезные недостатки законопроекта. В частности, подчеркивают общественники, юристы ЗакСа отметили отсутствие в законопроекте привязки градостроительных регламентов территориальных зон Правил землепользования и застройки к самим зонам охраны объектов культурного наследия. А это, дескать, противоречит Градостроительному кодексу РФ. Активисты уверены, что в документе предусмотрена возможность отклонений от режимов, а это, по мнению специалистов Группы ЭРА, не соответствует требованиям статьи 40 Градостроительного кодекса РФ и пункту 29 Положения о зонах охраны. «Депутаты планируют полностью принять закон во втором и третьем чтениях и тем самым окончательно открыть ящик Пандоры», — говорится в обращении РОО «Охтинская Дуга» и Группы ЭРА.

Отметим, что, как уже отмечали специалисты, чтобы избежать противоречий с Градостроительным кодексом, депутатам необходимо выделить градостроительные регламенты (в настоящее время включенные в проект закона об охранных зонах) в отдельный закон — «Внесение изменений и дополнений в правила застройки». И уже после этого надо будет провести законопроект через отдельные общественные слушания, а уже затем принять.

  • Дмитрий Светин

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: