ЕГЭ изменяется, но не сдается

28 мая 2014 ЕГЭ изменяется, но не сдается

«В этом году принципиальных изменений в сути Единого государственного экзамена не будет: перемены касаются только процедуры его проведения», — подчеркнула на недавней встрече с журналистами председатель петербургского комитета по образованию Жанна Воробьева.

По официальным данным, в России Единый государственный экзамен в 2014 году сдают около 748 тыс. человек, из которых 694 тыс. — выпускники этого года. Для того чтобы организовать сдачу ЕГЭ, в стране созданы около 5,95 тыс. пунктов в 83 регионах страны: исключение сделано только для Крыма и Севастополя, в которых государственная итоговая аттестация будет проведена как в форме ЕГЭ, так и в других: там выпускник сам сможет выбрать, как именно ему сдавать экзамены. У всех остальных российских выпускников выбора уже нет: ЕГЭ проведут по 14 общеобразовательным предметам, обязательными из которых являются только русский язык и математика. Что касается других, то в России выпускники предпочитают сдавать обществознание (свыше 62 %), физику (28 %), историю (23 %), биологию (19 %), химию или английский язык (11 %), а также информатику и ИКТ (9 %).

В Петербурге в 2014 году 11‑й класс заканчивают около 22 тыс. выпускников, а 9‑й — около 36 тыс. Сдающих ЕГЭ, конечно, будет больше — к процессу присоединятся учащиеся лицеев, желающие продолжить обучение в вузах, а также выпускники прошлых лет. Что касается распределения по предметам, то в Питере картина примерно такая же, как и в целом по России: в безус­ловных лидерах обществознание и физика, за которыми следуют английский язык, история, литература и другие.

И хотя по сути экзамена перемен, по сравнению с 2013‑м, практически нет (структура экзаменационного материала, длительность экзамена и минимальные баллы остаются на уровне прошлого года), по форме они существенны. Каковы же основные новинки образца 2014 года?

Под колпаком

«Основная цель процедурных изменений, которые произошли в практике организации ЕГЭ в 2014 году, — обеспечение информационной безопасности экзамена, — считает Жанна Воробьева. — Именно по этой причине принят целый ряд мер, которые позволят избежать тех проблем, которые случались в прошлые годы в некоторых регионах страны».

Проблемы хорошо известны: «неожиданно» для организаторов ЕГЭ в интернете появлялись реальные результаты экзаменов по самым разным предметам, которые желающие могли заполучить с помощью мобильных устройств. В этом году специалисты, отвечающие за «чистоту» ЕГЭ, предприняли целый ряд превентивных мер, которые, по их оценке, позволят если уж не полностью решить, то хотя бы минимизировать проблему.

Каким образом?

Во‑первых, контрольно-измеритель­ные материалы (КИМы) станут сугубо индивидуальными: как заявил директор

Федерального центра тестирования Сергей Пономаренко, одной из основных новинок контрольно-измерительных материалов образца 2014 года станет возможность их полной идентификации. Даже по части КИМа можно будет определить, какому конкретно ученику он принадлежит: на КИМы‑2014 нанесено два штрих-кода, а каждый из них содержит семь идентификаторов. Если в сети появится реальный КИМ (даже когда это плохонькое фото) — его «автор» тут же будет найден и «поощрен» аннулированием результатов. Кроме того, впервые в каждый экзаменационный пакет вложат анкету, в которой ученик может написать свое мнение о проведении госэкзамена и моментах, которые могли помешать ему сдать ЕГЭ.

Во‑вторых, в этом году установлен полный запрет на наличие у участников ЕГЭ любых средств мобильной связи — за нарушение тоже грозит аннулирование результатов. А все петербургские пункты сдачи ЕГЭ (их в городе около 200) теперь оборудованы системами видеонаблюдения. Причем в половине из них оно будет осуществляться в режиме онлайн (в остальных — в записи).

В‑третьих, желающих списать ждет и еще одна неприятность — появление в каждой аудитории ЕГЭ аккредитованных общественных наблюдателей. Они станут следить за тем, как проходит экзамен, причем контролировать будут не только учеников, но и педагогов. Поскольку они, как предполагается, никак не связаны с конкретным учебным заведением, степень их объективности будет максимально высокой, да и сам факт личного присутствия «постороннего» контролера может остановить потенциальных нарушителей.

«Все изменения направлены на соблюдение равных условий сдачи ЕГЭ для выпускников, и могу заверить, что с нашей стороны сделано все, чтобы экзамен проходил без проблем, — заявила Жанна Воробьева. — Да и практика проведения ЕГЭ в нашем городе показывает, что нарушений почти не бывает».

Правда, здесь она несколько лукавит: согласно отчету Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий, в 2013 году в Петербурге за нарушение порядка проведения ЕГЭ с экзамена были удалены 93 человека. По официальным данным, было составлено 1,7 тыс. актов, однако при этом ни одного серьезного нарушения, способного повлиять на результаты ЕГЭ, проверки не выявили, а количество апелляций по результатам ЕГЭ в Петербурге сократилось на 37 % (по сравнению с 2012 годом). В 2014‑м, с учетом введения еще более жестких мер контроля, вряд ли стоит испытывать судьбу: замеченным в существенных нарушениях экзамен придется пересдавать.

Кроме процедурных новинок ЕГЭ, есть и изменения информационного характера. Например, с 2014 года отменена выдача результатов ЕГЭ на бумажных носителях: теперь информация о полученных баллах будет храниться только в электронном виде в базе данных Федеральной информационной системы, откуда она и станет поступать в вузы.

Грядут перемены

Вместе с тем в обществе не утихают разговоры о том, что сама система ЕГЭ является несовершенной и требует хотя бы существенных изменений. И они, похоже, не заставят себя ждать в ближайшей перспективе.

Например, уже практически принято решение о введении дополнительного испытания в виде сочинения. По словам министра науки и образования Дмитрия Ливанова, писать сочинение выпускники школы станут в тех же пунктах, которые предназначены для сдачи ЕГЭ, а его оценка по системе «зачет–незачет» будет являться допуском к сдаче Единого государственного экзамена. Предполагается, что получившие «незачет» по сочинению смогут повторить попытку, однако если зачет не будет получен и во второй раз, переписать его станет возможно лишь через год. Это означает, что при отрицательном результате в двух попытках ученик автоматически не попадает на сдачу ЕГЭ и сможет экзаменовать свои знания только спустя год.

Вместе с тем сам факт появления сочинения у многих вызывает сомнения. Директор гимназии № 56 Петербурга Майя Пильдес, например, считает, что «если мы с вами решили, что с вводом сочинения наши дети вдруг начнут читать, то опоздали ровно на 11 лет: если они не делали это в 1–3‑м классе, то и в 11‑м чтения не будет». К тому же целый ряд экспертов указывает на то, что в ЕГЭ уже есть часть, которая предполагает написание схожей по характеру работы.

Кроме того, в недрах Минобрнауки зреет решение и о возможности сдавать ЕГЭ по одному предмету не один, как сейчас, а целых 3 раза. То есть, если по итогам экзамена была получена неудовлетворительная оценка или учащийся хочет получить большее количество баллов на выпускном экзамене, он сможет попытать счастья еще 2 раза.

Пока о конкретных сроках введения этих новинок неизвестно, однако не исключено, что сочинение в виде дополнительного испытания появится в 2015‑м, а возможность пересдавать ЕГЭ 3 раза — в 2016‑м. При этом, комментируя грядущие перемены, Дмитрий Ливанов подчеркнул, что «планируемые изменения позволят повысить объективность оценки знаний учащихся и эффективность проведения ЕГЭ».

Прием по-старому

Что касается условий приема в вузы, то в этом году никаких существенных изменений, касающихся основных категорий абитуриентов, не предвидится.

Да, в начале весны снова активно шли разговоры о том, чтобы изменить список профильных экзаменов при поступлении на некоторые специальности. Однако председатель Совета ректоров Петербурга Владимир Васильев уверен, что существенных перемен не будет. «Действительно, есть «пограничные» направления подготовки, где по поводу профильных экзаменов все время идут споры: таких специальностей немного, — считает он. — Это означает только то, что абитуриентам нужно внимательнее следить за информацией из профильных вузов и вовремя на нее реагировать».

 

МНЕНИЕ

 

Корреспондент «НП» поинтересовался у петербуржцев, насколько объективно, по их мнению, результаты Единого госэкзамена (ЕГЭ) отражают уровень знаний выпускников?

 

Юлия, 23 года, менеджер по корпоративному обучению:

Вообще не отражает, игра наудачу, рулетка. Кому как повезет, тестирование — это ерундень.

 

Валерия, 22 года, PR-специалист:

Объективно процентов на 50. Я могу судить только по своему году, а после этого там поменялось очень многое. Кто-то может списать, у кого-то над душой преподаватель будет стоять подсказывать, а за кем-то очень строго следят на ЕГЭ, в зависимости от региона, школ и так далее.

 

Илья, 28 лет, инженер:

По факту объективности ноль, ибо идет сплошное отупение абитуриентов. Мне общение с современными выпускниками на даже отдаленно научные темы напоминает некое нечто. Но никак не диалог.

 

Иван, 25 лет, программист:

Система образования — отстой, ЕГЭ отражает сумму родителей, вложенных в репетиторов или во взятки кому-нибудь, а еще это порождение ограниченных людей без возможности мыслить творчески. Много ума не надо, чтобы наштопать один и тот же тест.

На мой взгляд, не совсем объективно. Тут вопрос везения и случая. Не учитывается средний балл за аттестат. Бывает, нервы, и человек не в состоянии сосредоточиться. У меня во время английского за окном траву косили — аудирование мимо прошло... Черновики не смотрят. Механическая проверка все по факту оценивает.

 

Евгений, 45 лет, специалист по программному обеспечению:

Глупость все эти тесты. Раньше образование было качественнее, что ни говори. Сейчас все пытаются сделать по западному образцу, но это глупо. Не считаю, что ЕГЭ может предоставить объективные данные о знаниях детей.

 

Ольга, 20 лет, продавец-консультант:

Ну, я считаю результаты среднеобъективными, ЕГЭ затрагивает небольшой объем знаний, но, тем не менее, благодаря ЕГЭ дети начинают зубрить, учить, понимать что-то. Но уровень знаний он не отражает, потому как это всего лишь зубрежка.

 

Лариса, 50 лет, преподаватель русского языка:

Наша система образования несовершенна, я считаю, что устные и письменные экзамены, которые были раньше, намного эффективнее. Так что нет, результаты ЕГЭ необъективны.

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: