Услуги ЖКХ подешевеют, чтобы подорожать

28 мая 2013 Услуги ЖКХ подешевеют, чтобы подорожать

Городские власти на прошлой неделе сообщили, что с 1 июня изменятся расценки на целый ряд коммунальных услуг, а с 1 июля тарифы на услуги ЖКХ в Петербурге повысятся на 8%. СМИ подхватили новость, так как намерения Смольного плохо сочетаются с распоряжениями президента страны, установившего планку среднегодового роста тарифов в 6%. Однако самих горожан, как показал опрос «НП», заявления чиновников и обещания Владимира Путина волнуют мало. Их беспокоят другие особенности нашего ЖКХ…

 

Председатель комитета по тарифам Дмитрий Коптин на прошлой неделе сообщил, что с первого июля платежи за коммунальные услуги в Петербурге вырастут в среднем на 8%, а так как президент Владимир Путин запретил превышать среднегодовой рост на величину более 6%, ведомство с первого июня пересмотрит целый ряд нормативов, по которым рассчитывается плата за ЖКХ. Речь идет, в первую очередь, о так называемых общедомовых нуждах.

В шесть раз сократятся цены на общедомовое горячее водоснабжение и в девять раз — на холодное водоснабжение. По словам господина Коптина, изменения вступят в силу уже с первого июня этого года.

В комитете также пообещали, что на 5% будет снижен норматив по теплоснабжению и он будет рассчитываться исключительно исходя из потребления в жилых помещениях. Ранее учитывалось и теплоснабжение лестничных клеток и прочих мест общего пользования. Норматив по водоотведению на общедомовые нужды вообще упразднят, и эта графа исчезнет из квитанций.

Повышение тарифов в июле не противоречит законодательству, так как оно разрешает менять их как раз в июле и с 1 января — дважды в год. В комитете признают, что июльское повышение грозит ростом средневзвешенных цен за коммунальные услуги на 8%. При этом Дмитрий Коптин уверен — за год рост тарифов в Петербурге «все равно не превысит установленной президентом планки в 6 процентов».

По ходу всех этих объяснений неизбежно возникает вопрос: почему тарифами на общедомовые нужды можно так легко манипулировать, ведь объемы потребления не изменились? Ответ прост — расчеты производятся по методике, не отражающей реальные потребности и реальную стоимость. Разрабатывали эту методику, как известно, в Минрегионе, разрабатывали так, что потом сами предложили региональным чиновникам применять ее в произвольном порядке. Но региональные чиновники к такой свободе не привыкли и применили все буквально, потому и возникли путаница и непонятный рост цен.

Нынешние восьмипроцентные «новации» комитета по тарифам можно объяснять разными нуждами и необходимостями, но самих горожан смущает, в первую очередь, не повышение стоимости, а непрозрачность в расчетах и невозможность нормального диалога с теми, кто их производит. Об этом свидетельствует опрос, проведенный корреспондентами «НП» среди жильцов многоквартирных домов в разных районах: среди респондентов были как наниматели, так и собственники (всего 200 человек).

Новость о грядущем подорожании коммунальных услуг на 8% мало кого удивила — петербуржцы в большинстве своем (60%) уверены, что «коммуналка» дорожать будет стабильно. Про 6 президентских процентов слышали далеко не все (около 30%) и к подобного рода обещаниям респонденты относятся скорее с иронией.

Но главное, что беспокоит горожан, — это путаница и неконтактность тех, кто коммунальные услуги оказывает, а затем производит расчеты. Общение по телефону с управляющими компаниями многих (около 70% опрошенных) не удовлетворяет, хотя с откровенным хамством и грубостью практически никто из горожан не сталкивался.

Половина респондентов не отслеживает каждый месяц изменения в оплате по отдельным графам. «После октябрьского перерасчета я вообще перестал что-либо понимать, и как эти цены связаны с реальным моим потреблением воды, услуг всяких, тепла, я тоже не знаю. Мало ли что они там говорят про 8% — я же не буду проценты высчитывать, да и в квитанциях у всех все по-разному. Я честно плачу за все, а выходит, что кругом виноват, а потом еще надо бегать, звонить и выяснять, за что мне квартплату увеличивают. Мне девушка в Жилкомсервисе все постаралась объяснить по графам, когда я до них добрался, но все равно я не понял, если честно. Это прямо лабиринт какой-то, а подъезд как был весь исписан и изгажен, так и остался», — сетует Игорь Михайлович, пенсионер (68 лет), проживающий в многоквартирном доме на проспекте Энтузиастов. Его реплику можно считать типичной.

Многие из опрошенных, почти половина, ратуют за возвращение всей системы ЖКХ под крыло государства, но при этом сторонники такого возвращения уверены, что качественно услуги не изменятся. А именно качество не устраивает практически всех, с кем удалось поговорить корреспондентам «НП».

Как изменить ситуацию, четкого понимания нет, и сравнения с другими странами ясности тоже не дают. Интересоваться тем, сколько платят за коммунальные услуги финны, немцы, португальцы или американцы, не имеет особого смысла, ведь там и качество этих услуг иное, и заработки от наших отличаются, а главное — вся система ЖКХ выстроена иначе. В европейских странах участие государства, за редким исключением, сведено к минимуму, а среди управляющих компаний, а также среди поставщиков энергии и воды существует серьезная конкуренция. «Что меня удивило, когда я с мужем три года в Германии прожила, в Пассау, — рассказывает Елена, 42 года, домохозяйка (Красносельская улица, Петроградский район), — так это сам подход. Счета приличные были, мы снимали двухкомнатную квартиру в хорошем районе, близко к центру и платили за нее, помимо аренды, около 220 евро в месяц «коммуналки» или Nebenkosten, как они это там называют. Так вот, по каждому пункту к нам лично приходил домуправ и все разъяснял, а если были какие-то жалобы, то он все записывал и потом отчитывался. И с таким качеством ЖКХ как там, здесь в родном Петербурге мне сталкиваться не приходилось».

 

МНЕНИЯ

Корреспонденты «НП» обратились к горожанам с вопросом: «Отслеживаете ли вы рост стоимости коммунальных платежей по отдельным видам услуг?»

 

Александр, 26 лет, программист

Специально не отслеживал никогда, но вот недавно стал ощущать, что тарифы растут. Дороже стало ощутимо, поэтому и заметил.

 

Валентин, 61 год, пенсионер

Когда мне приходит счёт с суммой выше, чем в предыдущем месяце, — да, я всё проверяю. В прошлом году, например, в мой счёт, ни с того ни с сего, включили стоимость обслуживания общей телевизионной антенны, от которой я отказался ещё в 2007 г. Пришлось ругаться!

 

Алексей, 44 года, сантехник

По отдельным видам услуг — нет. Обычно ведь это не какие-то большие суммы, я лично не замечаю их.

 

Денис, 27 лет, руководитель pr-отдела

Да, по числам ориентируюсь в общем, и иногда они очень настораживает.

 

Петр, 51 год, служащий ЖКХ

Особо нет, меня больше интересуют оружейные новости, например. Несмотря на то, что я сам в ЖКХ работаю.

 

Андрей, 27 лет, веб-дизайнер

Нет, никогда не слежу за этим.

 

Оксана, 35 лет, журналист

Нет, а смысл в этом какой? Как будто кто-то платить из-за этого перестанет, все равно нужно будет пойти и выложить эти деньги. Но если бы сумма резко изменилась в размере, по сравнению с предыдущими месяцами, я бы заметила и проверила.

 

Ольга, 42 года, дизайнер белья

Я думаю, это прерогатива более хозяйственных или экономных людей, а я, к сожалению, не такая. Так что никогда не обращаю внимания.

 

Екатерина, 37 лет, геолог

Я всегда обращаю на это внимание, так же как мы следим за ценами на продукты, это же то, из чего бюджет семьи складывается, а значит, нужно понимать, как его планировать.

 

Сергей, 59 лет, охранник

Моя жена все время следит за всякими коммунальными платежами. Не думаю, что высчитывает каждый раз, как меняется плата за конкретную услугу, но по общей сумме может понять, так все или не так.

 

Дарья, 31 год, домохозяйка

Да, я смотрю на цифры, но не настолько внимательно, чтобы следить за стоимостью отдельных услуг ЖКХ. Но было несколько раз, когда я просила перерасчет, из-за того, что они там намухлевали чего-то в квитанции.

 

 

  • Андрей Нестеров

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: