Без шума и пыли

15 ноября 2011 Без шума и пыли

В ближайшие годы на улицах Петербурга появятся бесшум­ные трамваи.

Трамвайное сообщение — не только устоявшийся символ Петрограда — Ленинграда, но еще и важнейшая часть городского транспорта, которая, как показал опыт зарубежных государств, в форс-мажорных ситуациях может стать стратегическим средством передвижения. Именно поэтому, несмотря на многочисленные протесты, в июне 2011 года чиновниками со скрипом была принята программа развития рельсового транспорта. Если ее не постигнет участь «надземного экспресса», то в ближайшие годы в Петербурге появятся тихие скоростные трамваи, сеть которых будет совмещена с метро и, возможно, даже с железной дорогой.
Пока результаты новой программы практически не заметны: главным нареканием петербуржцев к трамваю по-прежнему остаются сильные шумы и вибрации, которые нередко приводят к разрушению асфальта и фундамента старых зданий.
Инновационное решение для устранения трамвайных шумов предложили петербургские инженеры. В проектах прокладки новых путей они использовали дорожно-строительные материалы, сделанные из экологически чистых геосинтетиков (материалы, в которых хотя бы одна из составных частей изготовлена из полимеров) российского производства.
Впервые термин «геосинтетики» появился в 50‑х годах XX века. Именно тогда измученные борьбой со стихией голландцы разработали уникальную систему речных дамб. Вначале планировалось, что прорывы плотины будут закрыты с помощью простых мешков с песком, однако слабая эффективность мешков из джута заставила органы власти искать альтернативное решение, которое предоставила фирма «Enka Industrial Systems», разработавшая уникальную систему синтетических волокон — прообразов современных геосинтетиков. Сегодня эти материалы широко используются в геотехнике и других областях строительства (транспортном, подземном, гидротехническом, промышленно-гражданском, природоохранном и т. п.) для стабилизации эрозионных процессов грунтов и почв. Кроме того, с помощью геосинтетических материалов становится возможным строительство сложных объектов на слабых грунтах, которыми славится болотистая почва Петербурга.
Новая технология укладки и модернизации путей пока применяется на отдельных участках трамвайного полотна. По словам строителей, на некоторых отрезках пути в районах улицы Трефолева, Кронверкского и Вяземского проспектов уже были использованы геосетки и георешетки, предназначенные для укрепления дорожных оснований под укладку трамвайного полотна и уменьшения толщины монолитной плиты.
По словам инноваторов, данная методика позволит не только создать тихие и защищенные от вибраций пути, но и повысить надежность и долговечность полотен и существенно сэкономить при проведении строительных и ремонтных работ.
Следующий виток инноваций в рельсовом транспорте ученые связывают с ростом интереса к транспорту, работающему на альтернативном виде топлива. Ряд проектов в этой области уже внедрен в крупных городах Европы. Так, например, некоторые скоростные линии в Праге, Хельсинки и Париже основаны на использовании третьего рельса и позволяют обходиться без контактных проводов на отдельных участках маршрута. Одной из последних трамвайных инноваций стала технология под названием «инерция маховика». Она позволяет трамваям выработать собственную энергию при торможении. Данная энергия преобразуется двигателем, выполняющим одновременно роль генератора, и в виде электрического импульса подается назад в линию. Однако, как сообщили корреспонденту «Новости Петербурга» в городском Комитете по транспорту, до внедрения таких инноваций Петербургу пока еще далеко.

  • Алла Серова

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: