МАКС переходит от слов к делу

3 сентября 2013 МАКС переходит от слов к делу

Основной особенностью ведущего российского авиасалона образца 2013 года стала не демонстрация перспективных новинок, а заключение контрактов как на производство самолетов, так и комплектующих к ним. Причем в подавляющем большинстве случаев речь идет об отечественном авиапроме, постепенно встающем на крыло.

Одиннадцатый международный авиационно-космический салон МАКС-2013, который с 27 августа по 1 сентября проходил в подмосковном Жуковском, оказался одним из наиболее эффективных за всю его историю. И хотя «громких» премьер на салоне так и не случилось, нынешний МАКС иначе как удачным с коммерческой точки зрения не назовешь: финансовый объем соглашений, заключенных на нем, оказался значительно выше, чем на предыдущем. Это неудивительно, так как в нынешнем МАКСе приняли участие более тысячи предприятий и организаций (из них 289 иностранных компаний) более чем из 40 стран мира. Однако основу составили 6 холдингов, входящих в «Ростех», который в России концентрирует около 70% всего авиапрома.
«Хотя МАКС по большей части ориентирован на гражданский авиапром, присутствие на этом салоне для нас обязательно, — отмечает генеральный директор «Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» Юрий Заплаткин. — В первую очередь потому, что на нем обсуждаются перспективы отечественного и зарубежного авиа­строения, оценка которых как раз и позволяет правильно выстраивать нашу производственную программу. И конечно, особенно ценен тот факт, что организатором МАКСа является госкорпорация «Ростех»: благодаря этому у нас есть возможность понять, каковы реальные потребности наших заказчиков и в настоящее время, и в ближайшем будущем».
Новинки — по минимуму
Принципиальных практически не было: почти все, что стояло или летало в дни работы салона в Жуковском, ранее уже демонстрировалось.
Зрителям, которых за дни работы МАКСа набралось под 300 тыс. человек (только в последний день лета их пришло 150 тыс.), кроме ставших уже привычными выступлений «Русских витязей» и «Стрижей», конечно, глянулись групповые пролеты трех российских истребителей пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Когда новинки закладывали в небе замысловатые «крендели» фигур высшего пилотажа (такие как «Кобра Пугачева» или «Плоский штопор»), расположившиеся внизу тысячи зрителей задерживали дыхание.
Примерно то же самое происходило и с одной из самых заметных премьер салона — сверхманевренным истребителем Су-30СМ, выпускаемым ОАО «Корпорация «Иркут», а также с Су-35С «Сухого». Кроме них, к числу новинок можно отнести впервые продемонстрированный новый транспортный самолет Ил-76MД-90А, VIP-версию Sukhoi Superjet 100, а также самолет Ту-214ОН (открытое небо) и процедурный тренажер лайнера МС-21, который тоже появился на публике впервые.
На МАКС-2013 кое-что новое было представлено и в других разделах. Среди вертолетов в числе новичков оказался средний вертолет Ми-171А2 (его серийное производство планируется начать с 2015 года), концерн «Алмаз-Антей» впервые показал перспективную зенитную ракетную систему (ЗРС) среднего радиуса действия С-350Е (продолжение линейки знаменитой С-300), а «Роскосмос» представил макет нового пилотируемого космического корабля в натуральную величину — по планам, он полетит в 2018 году.
Больше прагматизма
В отличие от предыдущего салона 2011 года, нынешний охарактеризовался значительным движением вперед в вопросах закупки отечественных гражданских лайнеров: многие авиакомпании заключили контракты на их приобретение.
Итог работы деловой части МАКС-2013 впечатляет: авиастроительные компании заключили контракты на поставку новой авиатехники на сумму свыше $21,2 млрд. В результате они обладают портфелем «твердых» заказов примерно на 200 лайнеров и вполне уверенно могут смотреть в будущее.
Хедлайнером гражданской части МАКСа, безусловно, стал самолет Sukhoi Superjet 100. Входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) подписало соглашения и контракты на 52 самолета SSJ-100 (почти $1,9 млрд по усредненной каталожной цене), а еще 50 таких лайнеров зарезервированы для новой совместной лизинговой компании Сбербанка и ГСС.
В свою очередь, портфель заказов корпорации «Иркут» (тоже входит в ОАК) на перспективный магистральный самолет МС-21 пополнился на 82 воздушных судна. Как заявил руководитель ОАК Михаил Погосян, в целом портфель заказов ОАК превышает 580 самолетов стоимостью более триллиона рублей, причем из них около трети приходится на гражданскую авиационную технику.
Кто же намерен закупать отечественные лайнеры? К счастью, в их числе теперь уже не только зарубежные заказчики, но и российские. Причем их много — среди покупателей как сами эксплуатанты, так и лизинговые компании. Первым стала авиакомпания «ЮТэйр»: при участии ОАО «ВЭБ-лизинг» она заключила контракт на поставку в 2014 году шести самолетов Sukhoi SuperJet 100 версии LR: перевозчик планирует использовать лайнеры как на внутренних рейсах, так и для полетов в Европу. Он же подписал протокол о намерениях взять в лизинг и 10 воздушных судов МС-21–300: их поставят в «ЮТэйр» в период с 2018-го по 2020 год.
Вновь начавшая полеты авиакомпания Red Wings при участии лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) подписала ряд соглашений по покупке самолетов российского производства. В их числе — «твердый» контракт на поставку 10 Ту-204СМ, а также меморандум о намерениях по приобретению в лизинг 10 самолетов МС-21: первые появятся у перевозчика уже в 2014-м, а вторые — в 2019-м. Шесть лайнеров этого же типа намерена приобрести и авиакомпания «Трансаэро»: она также подписала меморандум о намерениях с «ВЭБ-лизингом», однако эти воздушные суда «Трансаэро» получит уже после 2020 года. Обзаведется МС-21 и авиакомпания «ИрАэро», подписавшая контракт на поставку 10 самолетов. Не осталась в стороне от процесса и «ВИМ-Авиа», которая подписала с ИФК «твердый» контракт на поставку пяти Ту-204СМ с опционом еще на пять машин.
Активно интересуются отечественными лайнерами и другие участники рынка: «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и «Ильюшин Финанс Ко.» заключили «твердый» контракт на поставку 20 Sukhoi Superjet 100 в двух модификациях: первый предусматривает увеличенную дальность полета и имеет компоновку в 103 кресла, а второй (версия Basic) — типичный вариант лайнера такого класса. «Наши партнеры заказали сразу две модификации самолета, со стандартной и увеличенной дальностью полета, и мы надеемся, что эксплуатанты по достоинству оценят их возможности», — подчеркнул Андрей Калиновский, президент ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».
Еще более крупный протокол о намерениях подписан между ГСС и ЗАО «Сбербанк Лизинг»: в соответствии с планом совместной лизинговой компании, заказчикам на территории России и в других странах может быть предоставлено в операционную аренду до 50 самолетов на общую сумму порядка $2 млрд. «Это воздушное судно имеет хорошие перспективы и в области лизинга, а работа с самолетами отечественного производства является одним из наших приоритетных направлений, — заявил генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг» Дмитрий Ерошок. — Мы готовы предложить одни из наиболее выгодных условий по их финансовой и операционной аренде».
Не отстают и другие крупные лизинговые компании. К примеру, «ВЭБ-лизинг» и «Иркут» заключили договор поставки 30 воздушных судов типа МС-21 (срок поставки — с 2018-го по 2022 год), «Ильюшин Финанс Ко.» заключил «твердый» договор купли-продажи 22 МС-21‑300 (поставка, начиная с 2019 года), а AviaAM Leasing подписала на МАКС-2013 соглашение о намерениях по поводу пяти воздушных судов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100).
МАКС-2013 ознаменовался и целой серией крупных международных соглашений в сфере гражданской авиации. Так, холдинг «Вертолеты России» и компания Vertical de Aviacion (Колумбия) подписали контракт на поставку 5 вертолетов Ми-171А1 и 5 Ка-62, а Airbus и ВСМПО АВИСМА — дополнение к действующему до 2020 года контракту на поставку штамповок для самолетов А320neo и А350‑1000. Как подчеркнул старший вице-президент по закупкам и материалам Airbus Оливье Кокиль, «это новый шаг в укреплении наших отношений, который свидетельствует о серьезности намерений развивать долгосрочное партнерство».
В свою очередь, компания Honeywell Aerospace выбрана поставщиком более 300 турбовинтовых двигателей — их будут использовать для модернизации парка самолетов Ан-2. А холдинг «Авиационное оборудование», входящий в «Ростех», и компания Boeing подписали меморандум о взаимопонимании: российская сторона намерена принять участие в работах по созданию опоры и системы управления шасси для ведущего мирового производителя пассажирских самолетов.
По принципу автопрома
Однако, как показал МАКС, не во всех сегментах производства гражданских самолетов Россия намерена идти своим путем.
Об этом явно свидетельствует контракт между ИФК и Bombardier Aerospace: согласно ему, сначала в лизинг будет приобретено 50 региональных турбовинтовых самолетов Bombardier Q400 NextGen, а еще столько же может быть поставлено по договоренности с лизинговой компанией «Авиакапитал-Сервис». Как заявил Александр Рубцов, генеральный директор ИФК, «наши намерения по приобретению 50 самолетов Q400 NextGen и недавний «твердый» заказ на 32 самолета CS300 обеспечивают российским эксплуатантам потенциал развития региональных перевозок».
«Ростех» пошел еще дальше: российская госкорпорация и Bombardier подписали меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия в России, которое будет выпускать самолеты Q400: в планах «Ростеха» начать их сборку уже через 1,5 года. В течение 2014-го стороны построят завод в Ульяновске (инвестиции составят около $100 млн, на котором с 2015 года и начнется локализация сборки самолетов: их планируют выпускать максимум 24 в год.
Вполне вероятно, что в этом процессе сможет принять большее участие и Петербург. Как стало известно, в конце августа наблюдательный совет Особой экономической зоны Петербурга одобрил 4 инвестпроекта на общую сумму около 1,5 млрд рублей, один из которых как раз и предусматривает производство запчастей для самолетов. В частности, речь идет об изготовлении трубопроводов для всех типов летательных аппаратов: проект намерены реализовать к 2017 году.
В зоне особого внимания
Правительство России не скрывает приоритета для авиапрома: лично посетивший салон премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уверен, что перспективы у отрасли отменные.
«Нам надо предлагать коммерчески состоятельный продукт, который привлекателен сам по себе и за которым следует необходимое качество сервисных услуг», — подчеркнул он, выступая на пленарном заседании Международного авиационного конгресса. По его мнению, такие примеры уже есть — это Sukhoi SuperJet 100. Он напомнил, что в последние годы в отрасль вкладывались большие средства из федерального бюджета (объем финансирования с 2000-х годов вырос в 30 раз и в 2012 году составил почти 90 млрд рублей), и заверил, что государство и впредь станет всячески поддерживать отрасль. Но и контролировать — тоже.
Поэтому неудивительно, что госкорпорация «Ростех», согласно заявлению ее главы Сергея Чемезова, хотела бы получить контроль над «Аэрофлотом» и «перевести его на отечественные лайнеры». При этом «Ростех» в ходе приватизации 2016 года надеется получить в управление блокпакет акций перевозчика и постепенно увеличивать в составе его флота число лайнеров российского производства.
В рамках МАКС-2013 состоялся не только первый в истории авиасалона Международный авиаконгресс (за 2 дня мероприятие посетили более 800 делегатов, которые обсудили вопросы финансирования и развития отрасли), но и впервые организованная всероссийская конференция, посвященная вопросам локализации и кооперации в авиастроении. В качестве примера ее участники ознакомились с опытом работы ОЭЗ в Ульяновске, где общий объем заявленных инвестиций резидентов составляет уже 6,7 млрд рублей, а на предприятиях инвесторов будет создано свыше 2,2 тыс. новых рабочих мест.
В целом и чиновники, и эксперты считают ситуацию для развития авиа­прома (как гражданского, так и оборонного) в России очень благоприятной, поскольку налицо его поддержка на всех властных уровнях, а бизнес активно инвестирует производство. Кроме того, развитие отрасли идет и в сфере науки, и образования: в рамках МАКСа подписано сразу несколько соглашений, в которых участвуют научные и учебные организации.

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: