Россияне встали на крыло

25 июня 2013 Россияне встали на крыло

Итоги юбилейного, 50-го авиа­космического салона Le Bourget-2013 оказались для России весьма приятными. Причем на этот раз порадовала не только военная часть российской экспозиции, но и гражданская: всего соглашений заключено на сумму более $2,6 млрд.

Конечно, пока тягаться с такими гигантами мирового гражданского авиастроения, как Boeing и Airbus, нашим производителям не под силу: уже в первый день Le Bourget они заключили такое количество контрактов, о котором «Сухому» или «Иркуту» приходится лишь мечтать. Однако первые шаги по возращению на мировой рынок гражданского авиастроения делаются, и есть надежда, что уже через несколько лет пассажиры на маршрутах внутри России полетят на лайнерах отечественного производства.

«Выставка в Ле Бурже относится к тем знаковым деловым событиям, по которым в области авиастроения и всех смежных с ней отраслях, что называется, «сверяют часы», — считает генеральный директор «Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» Юрий Заплаткин. — В этой связи посещение ее в составе российской делегации не только нужно, но даже обязательно, поскольку позволяет правильно оценить тенденции развития мирового авиапрома и понять, что необходимо предпринять для развития нашего бизнеса. Это отличная возможность заявить о себе и обрести новых перспективных партнеров».

По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаила Погосяна, в нынешнем году в Ле Бурже была представлена крупнейшая российская экспозиция за последние 10 лет — она разместилась на площади около 1,7 тыс. кв. м, став четвертой по размерам после США, Германии и Великобритании. В состав делегации из России вошли представители практически всех крупных производителей самолетов, вертолетов и авионики, в числе которых, кроме ОАК, оказались ГК «Ростех», открытые акционерные общества «ПО «УОМЗ», «ОПК «Оборонпром», «Компания «Сухой», «РСК «МИГ», «Ил», «Корпорация «Иркут», «Вертолеты России» и другие. Кроме того, активное участие в работе выставки приняла и лизинговая компания «Ильюшин-Финанс».

Курс на новинки

Le Bourget-2013 преподнес сразу несколько сюрпризов. Причем некоторые из них оказались для россиян приятными.

Первый из них — почти полное отсутствие на одном из самых крупных мировых авиакосмических салонов военного представительства США. Из-за урезания бюджета американское Министерство обороны приостановило свое участие в шоу, демонстрационных полетах и других публичных мероприятиях как на территории США, так и по всему миру. В результате новинкам российского военного авиастроения фактически не с кем было конкурировать — в парижское небо не поднялось ни одного «Фантома».

В результате, по всеобщему признанию, хитом военной авиации на Le Bourget-2013 стал впервые представленный за рубежом страны Су-35С поколения 4++. И приехавшие без самолетов американцы, и показавшие свои Rafale и Evrofighter 2000 европейцы не без зависти следили за тем, как наш истребитель выделывает в небе замысловатые фортели, на которые не способны не только уже названные европейские машины, но и модернизированные заокеанские F-15, 16 и 18. И даже, как считают эксперты, американские истребители 5-го поколения F-35 и F-22A. «Сушка» легко делала в небе над Парижем фигуры высшего пилотажа «Кобра», «Колокол» и даже «Блинчик» — полный оборот в горизонтальной плоскости без потери скорости. Aviation International News и другие издания взахлеб писали об этом самолете и признали: по уровню маневренности ему сейчас в мире равных нет.

Однако не только Су-35С вызвал на выставке большой интерес. Французкий Le Journal de l’Aviation под заголовком «Российская авиация в чести», к примеру, не преминула рассказать о характеристиках вертолета Ка-52 «Аллигатор» и учебно-боевого Як-130. Первому из них не слишком повезло с началом демонстрационных полетов, однако в последующие дни выставки (а всего их было 7) желающих не только полюбоваться красотой полета «Аллигатора» в небе, но и полюбопытствовать относительно возможностей его приобретения было хоть отбавляй. Да и Як-130, уже неоднократно показывавшийся за рубежом, продолжает вызывать большой интерес благодаря своим уникальным качествам: и у него в мире, по сути дела, аналогов нет. По отзывам экспертов, гораздо убедительнее своего конкурента («европейца» А-400) смотрелся в Ле Бурже и Ан-70: и в небе, и по целому ряду технических характеристик он его обходит.

Второй приятный для нашего авиапрома и сопряженных с ним отраслей момент — рост интереса к российской гражданской продукции. Пока России на мировом рынке, кроме как SSJ-100, предложить нечего, но нужно радоваться хотя бы тому факту, что этот лайнер уже получил заказы на производство, а его будущее стало вполне внятным.

Чего достигли

Начнем, опять же, с гражданской продукции.

Уже в первые дни работы Le Bourget-2013 ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» при поддержке ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» заключили контракт на поставку 20 самолетов SSJ-100 стоимостью около $700 млн.

Согласно ему, поставки будут финансироваться через правительственную программу поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, при которой банкам, кредитующим покупателей российской продукции, предоставляются гарантии государства. В результате поставки по этому контракту (через систему лизинга) заказчикам из Юго-Восточной Азии и с Ближнего Востока планируется начать в 2015 году (15 и 5 машин соответственно). Контракты на первые 15 самолетов уже подписаны: 6 предназначены для индонезийской Sky Aviation, а 9 — для лаосской LAO Central. Кроме того, уже на салоне в Париже «Гражданские самолеты Сухого» представили SSJ-100 в ливрее мексиканской авиакомпании Interjet: она также заказала у российского производителя 20 машин.

По словам главы ОАК Михаила Погосяна, в ближайшие два года в России станут изготавливать по 30‑40 таких лайнеров в год, а затем их число будет быстро расти: по экспертным данным, всего может быть произведено до 850 машин SSJ-100. В том числе и для России, поскольку наши авиакомпании тоже постепенно начинают оценивать его летные и прочие качества по достоинству.

Еще одним «гражданским» достижением парижской выставки стало соглашение о намерениях между «ВЭБ-лизинг» и «Корпорацией «Иркут»: согласно ему, заказчик планирует разместить твердый заказ на 30 самолетов семейства МС-21 общей стоимостью $2,5 млрд. Договор о поставках новых авиалайнеров планируется заключить до конца текущего года, а передача воздушных судов будет осуществляться в период с 2018-го по 2022 год. Как заявил генеральный директор «ВЭБ-лизинг» Вячеслав Соловьев, «проект по созданию самолета МС-21 является значимым как для авиационной отрасли в частности, так и для отечественной экономики в целом, а соглашение ориентировано на развитие отечественной авиастроительной индустрии».

Примерно по такой же схеме заключено соглашение между «Гражданскими самолетами Сухого» и AeroLease — бахрейнской лизинговой компанией, специализирующейся на лизинге воздушных судов и оборудования. Однако оно пока не предполагает финансовой составляющей: речь идет только об изучении вопроса о финансировании и/или лизинге существующих и будущих сделок по приобретению самолетов SukhoiSuperjet 100.

У военной авиации успехи побольше. «Рособоронэкспорт», к примеру, заключил контракт на поставку «Аллигаторов» в Ирак — он стал первым в рамках большого соглашения между двумя странами о приобретении этой арабской страной вооружений и военной техники из РФ на общую сумму в $4,3 млрд. Как отметил заместитель главы «Рособорон­экспорта» Александр Михеев, Ка-52 «пользуется спросом потому, что это не только ударный, но и разведывательный вертолет с очень широкой сферой применения». По его словам, намеренный закупать Су-35С Китай тоже проводит технические консультации в рамках подписанного межправительственного соглашения. «Однако когда появятся реальные контракты — пока сказать сложно», — подчеркнул он.

Кроме того, россияне могут записать в свой актив следующие соглашения. Россия и США договорились о поставках наших вертолетов Ми-8/17 в Афганистан: в дополнение к «отгруженной» ранее в эту страну 21 машине РФ обязалась поставить еще 30. Эти же вертолеты станут еще более распространены и в Африке: в Ле Бурже официально объявлено о расширении созданного в ЮАР сервисного центра Ми-8/17, в котором теперь смогут проводить сложный ремонт и даже модернизацию наших вертолетов. «Рос­оборонэкспорт» подписал контракт с Ираком и на экспорт вертолета Ми-28НЭ «Ночной охотник».

И конечно, одним из самых значимых для страны контрактов стало подписание соглашения о производстве легкомоторых самолетов. Ожидается, что благодаря ему уже скоро на смену сверхудачному проекту Ан-2 («кукурузник») придут современные легкие многоцелевые самолеты, способные выполнять и пассажирские перевозки. Помогать россиянам в воссоздании малой авиации будет австрийская Diamond Aircraft Industries, которая до этого организовала только одно производство за пределами родной страны — в Канаде. Сначала австрийцы будут поставлять в Россию почти готовые четырехместные самолеты, а затем локализация производства будет нарастать: с 2016-го производить самолеты планируется целиком в России. Для чего Уральский завод гражданской авиации, входящий в «Ростех», и DAI подписали соглашение о производстве и совместной разработке в России семейства легких многоцелевых самолетов, вмещающих до 19 пассажиров, согласно которому все компоненты машины (включая дизельные двигатели) будут полностью производиться в нашей стране.

Битва гигантов

Между тем основной финансовый «пирог» Le Bourget-2013, как и на многих предыдущих выставках, поделили Boeing и Airbus: уже в первые часы работы авиасалона они заключили контрактов примерно на $30 млрд, а по его итогам насобирали заказов почти на $135 млрд.

Европейский производитель самолетов ненамного, но обошел своего извечного конкурента: он заключил контракты на поставку 466 самолетов (на сумму $68,7 млрд). Так, американская лизинговая компания ILFC заключила рамочный контракт на поставку 50 самолетов Airbus A320neo, а еще 100 таких же самолетов покупает немецкая Lufthansa (стоимость ее контракта — около $10 млрд). Кроме того, европейский концерн заключил контракт с малазийской Air Asia на поставку 200 самолетов A320 Neo на $18,5 млрд, а бюджетная EasyJet объявила о приобретении 100 А320neo и 35 А320 (сделка еще должна быть одобрена акционерами авиакомпании).

Главный конкурент европейцев, Boeing, в этот раз получил заказы на 442 самолета общей стоимостью $66,4 млрд. Крупнейший заказчик американской компании — европейский лоукостер Ryanair: он подписал контракт на приобретение 175 самолетов Boeing 737–800NG на общую сумму в $15,6 млрд. На втором месте по количеству заказов туристическая группа TUI Travel, заказавшая 60 самолетов Boeing 737 MAX стоимостью $6,1 млрд. Кроме этого, неназванные заказчики купили у Boeing 20 самолетов модели 737 и 20 самолетов 737 MAX на общую сумму $3,8 млрд, а Qatar Airways намерена приобрести девять Boeing 777ER.

Однако основная борьба между гигантами развернулась за широкофюзеляжные самолеты. Qatar Airways представил на Ле Бурже в полной «боевой» готовности и главный аргумент «Боинга» — Boeing 787 Dreamliner. Американские пиарщики даже организовали специальные пресс-туры в этот самолет, особо упирая на его комфорт. Он и вправду впечатляет: для пассажиров бизнес-класса в самолете предусмотрены постели, тапочки и пижамы, для летящих в эконом-классе — мониторы-планшеты, а для всех вместе — огромные иллюминаторы с изменяющимся затемнением.

В свою очередь, Airbus продемонстрировал А350. И хотя Boeing 787 Dreamliner уже летает с пассажирами, а А350 находится лишь на стадии тестовых полетов (до введения в эксплуатацию новейшего европейского дальнемагистрального лайнера пройдет еще несколько лет), разного рода неприятности, продолжающие происходить с «американцем», играют на руку европейцам.

Как заявил операционный директор Airbus Джон Лихи, только на Ле Бурже поступило 69 заказов на самолет A350, выполнивший первый полет 14 июня 2013 года. Всего же уже сейчас лайнер, рассчитанный на перевозку 250‑400 пассажиров и потребляющий топлива на четверть меньше, чем предыдущие модели, имеет 293 заказа. Кроме того, Airbus сообщила, что будет производить региональную версию лайнера A350 с меньшей силой тяги двигателей.

Впрочем, американский самолетостроительный гигант Boeing сдавать позиции не намерен: в Ле Бурже он официально анонсировал новейшую версию Dreamliner, удлиненную модель 787‑10. Первыми заказчиками модели Dreamliner 787‑10 стали две американские авиализинговые компании (Air Lease Corporation (30 самолетов) и GE Capital Aviation Services (10 самолетов), европейская International Airlines Group, владеющая британским перевозчиком British Airways (12), а также сингапурская Singapore Airlines (30) и американская United Airlines (20). Вместе с тем заказов у американцев меньше — немногим более 100.

По оценке экспертов, в ближайшие 20 лет рынку потребуется более 6 тыс. широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, и поэтому перспективы у этих лайнеров огромные. И борьба, несомненно, развернется между Airbus и Boeing: других конкурентов у них нет.

На перспективу

Успехи России на Le Bourget-2013 как в области военной, так и гражданской авиации окрыляют. И даже пессимисты начинают верить в то, что наш авиапром встанет на крыло.

Эту мысль подкрепляет тот факт, что государство денег на его возрождение не жалеет. Об этот говорит хотя бы то, что так приглянувшийся китайцам и многим другим потенциальным покупателям Су-35С пока за рубеж не продается, а вот на вооружение российских ВВС до конца 2015 года должны поступить 48 таких машин. Всего же в период до 2020 года в российские ВВС должно поступить около 600 новых самолетов и 1 тыс. вертолетов. Посетивший авиасалон в Ле Бурже министр обороны РФ Сергей Шойгу, который осмотрел французские и российские стенды, связанные большей частью с вооружением, прямо высказался и относительно того, что России обязательно нужно разработать и освоить в производстве тяжелый беспилотник. «У нас для этого есть все возможности», — коротко резюмировал он.

А что касается стремления некоторых государств скопировать российские военные разработки, то руководитель ОАК Михаил Погосян уверен: «заимствовать» лучшие образцы нашей оборонки и тиражировать их, в принципе, можно. Только вряд ли это будет эффективно. «Пока нас будут стараться копировать — мы уйдем далеко вперед, — считает он. — Нельзя забывать, что тот же Су-35С — это сегодняшний день. А на подходе Т-50 ПАК ФА, аналогов которому в мире вообще нет…».

 

  • Артем Владимиров

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: