«Велосипед» промбезопасности

4 июня 2013 «Велосипед» промбезопасности

На прошедшем в Петербурге XI Международном форуме по промышленной безопасности была представлена разработанная в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) концепция экологической промышленной политики. Помимо этого специалисты из 32 стран сверили проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в своей повседневной деятельности.

Всего в международном форуме приняло участие около полутора тысяч человек. Информации было много, в том числе о происшедших в разных странах катастрофах. Дело в том, что результаты расследований и экспертиз, как правило, в открытые источники попадают редко, а потому «удаленным» специалистам приходится больше ориентироваться на собственный опыт и интуицию. Форум, в виде исключения, дает возможность, что называется, из первых уст узнать о причинах того или иного крушения или катастрофы. Участники детально обсудили наиболее крупные «провалы» последних лет как в России, так и в США, Индии и других странах.

Что касается проекта концепции экологической промышленной политики, то его представил заместитель директора центра «Концепт» Евгений Локотилов. Он рассказал, что основной замысел разработчиков документа состоит в снижении административных барьеров и в общем улучшении бизнес-климата в России.

«Во-первых, проведена оценка понятийного аппарата, в котором только 60 из 400 единиц закреплены нормативно, — отметил в своем докладе господин Локотилов. — В листе неопределенных понятий — «экологический вред», «экологический ущерб», «накопленный ущерб», «допустимое воздействие» и т. д. Во-вторых, выполнен анализ реестра нормативно-правовых актов… Оценка документационного обеспечения отдельных предприятий различных отраслей выявила избыточность реестра. Предприятия вынуждены разрабатывать более ста видов документов в части промышленной экологии. В-третьих, проведен анализ государственных функций и процедур, который окончательно убедил нас в том, что сложившаяся система, в которой работает более 20 тысяч госслужащих, достигла пределов своей сложности. В ней много пробелов и противоречий, она стала неуправляема».

Евгений Локотилов отметил, что одной из серьезных проблем действующей системы госрегулирования в области промышленной экологии является распространенная система штрафов, взимание которых не стимулирует к улучшению качества среды обитания ни бизнес, ни власть. «Реализация экологической реформы позволит внедрить современные институты достижения баланса сторон, в которых могут совместно работать и бизнес, и население, и органы власти, создать их можно только совместно», — считает Локотилов. Далеко не все участники форума согласились с озвученным проектом концепции, а некоторые высказали мнение, что в результате затраченных усилий разработчики в очередной раз «изобрели велосипед». В числе ярых критиков реформирования по сценарию РСПП выступил Александр Волков, главный технический инспектор труда Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства.

Главной проблемой промышленной безопасности, по мнению участников форума, является износ оборудования — он составляет в среднем 60–80%. На втором месте остро стоит вопрос подготовки кадров. Как отметил руководитель департамента комплексной безопасности объектов ТЭК группы компаний «Городской центр экспертиз» Игорь Кочеванский, сегодня именно человеческий фактор является основной причиной техногенных аварий не только в Петербурге, но и во всем мире.

«Нельзя по национальным признакам разделить промышленную безопасность», — подчеркнул господин Кочеванский. Коллегу поддержал Леонид Дёшин, начальник отдела лицензирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов Северо-Западного управления Ростехнадзора. «Главной причиной аварий является тот самый человеческий фактор», — отметил господин Дёшин, и добавил: «Несомненно, требования к подготовке персонала имеют первостепенное значение для профилактики травматизма».

С этим согласился и Александр Волков, но при этом подчеркнул: «Без­условно, абсолютная безопасность сегодня недостижима. Но очень важно изменить отношение к работе». По мнению господина Волкова, для этого необходимо улучшать взаимоотношения в коллективах, повышать заработную плату, а также уровень социальной защищенности работников, думать, как усовершенствовать пенсионную систему. «Сегодня обучения и аттестации недостаточно для снижения рисков», — уверен Александр Волков.

 

  • Дмитрий Кузьмин

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: