Аппарат искусственного судостроения

29 апреля 2013 Аппарат искусственного судостроения

В мае Объединенная судостроительная корпорация может подготовить новую стратегию развития до 2030 года. Для петербургских судостроителей этот документ значит очень многое: он не только прояснит ситуацию со строительством производственной площадки на острове Котлин, но и позволит предоставить более четкое понимание перспектив для всей отрасли, которая, несмотря на ряд позитивных моментов, находится, по мнению ее представителей, в весьма плачевном состоянии.

Петербургское судостроение — это десятки самых разных предприятий, причем к ним относятся не только верфи и заводы, но и конструкторские, и проектные бюро. В каком состоянии находится отрасль сегодня?
Время от времени поступает информация о спуске на воду нового корабля или о закладке какого-нибудь судна, в том числе для зарубежных заказчиков, что не может не свидетельствовать о конкурентоспособности продукции. Действительно, наши корабли соответствуют современным западным аналогам, например, научно-экспедиционное судно «Академик Трешников», которое построили на «Адмиралтейских верфях» два года назад. Можно привести и другие примеры.
Предприятия в Петербурге обеспечены заказами на 5–6 лет вперед как военными, так и для гражданских нужд. Высокопоставленные чиновники, включая Президента РФ Владимира Путина, петербургских судостроителей не забывают и периодически одаривают визитами. Создана гигантская госкорпорация ОСК («Объединенная судостроительная корпорация»), куда теперь входят и «Адмиралтейские верфи», и «Балтийский завод», и «Северная верфь», и многие другие крупные производители. В городе есть Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которую возглавляет Владимир Александров, а более опытного и сведущего человека в отрасли, пожалуй, не найти. Идут разговоры о создании в нашем городе судостроительного кластера, есть даже мнение, что он якобы уже создан, причем на базе Ассоциации судостроителей. Правда, Владимир Александров считает подобные высказывания «несерьезными».
Короче говоря, все не так уж плохо — отрасль живет, верфи не простаивают, а рабочие зарплату получают. Но эта картина не совсем верно отражает действительность, которая, по оценкам специалистов, отнюдь не так хороша, как хотелось бы.
Здравствуй, ХХ век
Директор по инновационной деятельности ОАО «Центр технологий судостроения и судоремонта» Владимир Рыманов не сомневается, что наше судостроение отстает от западных и восточных конкурентов на десятилетия: «Вся планировка наших заводов, грузопотоки не соответствуют современным нормам и требованиям технологического проектирования. Кроме того, сказался тот период, который мы испытывали в 90-е годы, когда большинство заводов не имело заказов, не было средств на модернизацию и перевооружение. В результате мы имеем оборудование и средства механизации, устаревшие морально и физически. А сейчас, когда появились заказы, когда заводы наши загружены довольно прилично, вопрос модернизации мощностей выходит на первый план».
С коллегой согласен Александр Вознесенский, генеральный директор ООО «Балтийский завод». Он напоминает, что наше судостроение не соответствует даже четвертому и пятому технологическому укладу, а в той же Европе перешли уже на шестой и даже на седьмой.
Господин Вознесенский напоминает о стратегии, разрабатываемой в недрах «Объединенной судостроительной корпорации» (по его словам, над документом работают около 15 человек), которая позволит выстроить долгосрочные планы — тогда уже можно будет говорить о реальном перевооружении и модернизации. «Утвержденная стратегия даст четкий вектор инвестиционной деятельности ОСК», — уверен Александр Вознесенский.
О необходимости перемен говорит и глава Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и ЛО Владимир Александров. Он не только согласен с гендиректором «Балтийского завода» по поводу технологических укладов, но и напоминает о таком важнейшем показателе эффективности, как производительность труда. «Да, мы проспали и четвертый, и пятый технологический уклады, а производительность у нас в три-четыре раза ниже. Мы часто бываем на зарубежных заводах и видим, как там работают — размеренно, спокойно, каждый шаг выверен. А у нас: он спустился в котельную, забыл ключ — возвращается — и так во многом. Недаром говорят, что мы отстали на 50 лет».
Ситуация изменится, по словам Владимира Александрова, когда начнется реальное техническое перевооружение и на иной уровень выйдет подготовка профессиональных кадров.
Но кадры — это уже другая проблема.
Не хватает рук и голов
Представители отрасли не перестают жаловаться на острую нехватку квалифицированных рабочих и инженеров, причем рабочих — в первую очередь. Если инженеров еще может подготовить Морской технический университет, то простых ремонтников, зуборезчиков, слесарей, сварщиков и т. д. готовить по большому счету некому.
Исключения из правил есть, и они показывают, что проблему решить можно. Директор по персоналу ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» Андрей Криворучко не без гордости говорит о налаженной работе с профильным лицеем и даже со школами. Предприятие пытается не просто обучать, а «воспитывать» своих будущих сотрудников, и, по словам господина Криворучко, это дает свои плоды.
Еще один положительный пример — это кадровая работа на «Адмиралтейских верфях». Здесь уже давно привлекают молодежь чуть ли не со школьной скамьи, ну а тесные связи предприятия с Морским техническим университетом обеспечивают его инженерными кадрами не один десяток лет.
Но все это скорее исключение из правил, и ответственный секретарь Морского совета при правительстве города Татьяна Чекалова напоминает, что усилиями одного лицея надежный приток профессионалов не обеспечить, поэтому поддержка и заинтересованность самих предприятий — единственный выход из создавшейся ситуации.
А что касается условий труда, то глава Ассоциации петербургских судостроителей Владимир Александров называет довольно привлекательные цифры: «Сегодня на «Адмиралтейских верфях» квалифицированные рабочие получают по 40‑45 и даже 50 тысяч рублей в месяц».
При этом Владимир Александров напоминает: «Нынешняя зарплата очень часто «выносится», она не всегда зарабатывается. И мы все об этом знаем. Конечно, все это делается из хороших побуждений, но деньги надо зарабатывать».
Вся надежда на государство
Кстати, о заработках. По данным Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и ЛО, большая часть заказов на городские предприятия поступает по линии Минобороны. Гражданские суда строятся в основном также благодаря государственным заказам. Общая доля госзаказа, по разным оценкам, составляет около 70%.
Представители отрасли уверены, что в нынешнем ее состоянии государственная забота — это единственный выход и единственный способ провести постепенное перевооружение. «Главное, что есть работа, что заводы не стоят, пусть с убытком, но работают», — говорит Владимир Александров.
Сколько должна длиться государственная опека? Согласно долгосрочным планам, а они разрабатываются и в правительстве, и в ОСК, как минимум, до 30-го года. Гендиректор «Балтийского завода» Александр Вознесенский заверяет, что в «Объединенной судостроительной корпорации» не собираются важнейшие заказы, включая коммерческие, например для «Роснефти», отдавать за границу. При этом господин Вознесенский признает, что у нас производство необходимых для энергетического концерна газовозов не налажено.
Другими словами, судостроителям остается уповать на активную поддержку государства и структур с госучастием.
На самом деле длительной государственной поддержкой судостроители пользовались во многих странах: в ФРГ, на рубеже 80-х годов, в Испании, Норвегии, Южной Корее и т. д. В подобной практике нет ничего исключительного, хотя бюджетное финансирование целой отрасли на протяжении 20 с лишним лет — случай беспрецедентный.
Долгий процесс выздоровления осложняется еще и тем, что ни у правительства, ни у руководителей ОСК, ни у других представителей отрасли до сих пор нет четкого понимания того, какую нишу на рынке может занять российское судостроение в будущем, после того как проведет переоснащение и станет на инновационные рельсы. Одни полагают, что оптимальный вариант — это специализированные суда, сложные, высокотехнологические объекты и высокоточное оборудование. Другие, учитывая отставание в разработках и проектировании, говорят о менее сложной в технологическом плане продукции.
В последнее время среди судостроителей все чаще раздается критика в адрес ОСК. Владимир Александров считает, что она обоснована: «Они превратили генеральных директоров в исполнительных, лишили их полета мысли».
Другие представители петербургских предприятий говорят о костной неуклюжей политике госкорпорации, о неоднозначных решениях, об отсутствии нормальной рыночной конкуренции в отрасли, о засилии бюрократизма внутри гигантского объединения.
Напомним, что ОСК была создана в соответствии с указом Владимира Путина в 2007 году. В настоящее время на базе ОСК консолидировано около 80% отечественного судостроительного комплекса.
Понятно, почему так важна новая стратегия развития, которую «Объединенная судостроительная корпорация» обещает представить в мае. Она затронет практически все предприятия отрасли у нас в городе. Кстати, по словам Александра Вознесенского, она может вернуть планы по строительству новой производственной площадки на острове Котлин. Гендиректор «Балтийского завода» поясняет, что ранее от этой затеи решили отказаться из-за отсутствия спроса на судостроительную продукцию со стороны российских энергетических компаний, таких как «Роснефть». Однако теперь ситуация может измениться.
При этом будут ли как-то перемещать со своего исторического места «Адмиралтейские верфи», пока не знает никто. Во всяком случае, денег, по словам Владимира Александрова, чтобы осваивать такую территорию, у девелоперов нет.
Спад или все-таки подъем?
Какие выводы делают представители отрасли? Выживать в условиях рынка российские судостроители пока не готовы. Тем более, кредитная политика наших банков, и об этом напоминает Владимир Александров, такова, что выстраивать долгосрочные планы развития и перевооружения не позволяет в принципе. А судостроение — это отрасль, где 5 лет не считается большим сроком.
Говорить о глубоком кризисе петербургские судостроители отказываются и видят признаки реального оживления. Так, генеральный директор ОАО «Концерн «ЦНИИ Электроприбор» Владимир Пешехонов считает, что сейчас в отрасли бесспорно наблюдается подъем, но при этом советует не забывать, с какой низкой отметки он начался.

  • Борис Судаков

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: