Россия готова поспорить за азиатский рынок

2 апреля 2013 Россия готова поспорить за азиатский рынок

На Международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники LIMA-2013, которая завершилась в Малайзии в конце марта, в условиях жесткой конкуренции за заказы российские компании сумели подписать несколько выгодных контрактов. Однако при этом они рассчитывают на гораздо большее: в ближайшие 3 года страна намерена потратить на вооружение свыше $3 млрд, и продукция из России имеет шансы на участие в этой программе.

Уже известно, что холдинг «Сухой» подписал на LIMA-2013 контракт с министерством обороны Малайзии на обслуживание парка истребителей Су-30МКМ: его стоимость оценивается в сумму около $100 млн. Соглашение предусматривает поставку запасных частей, сервисное и техническое обслуживание 18 истребителей, ранее поставленных в страну в рамках контракта 2003 года. В настоящее время лишь 10 машин из этой серии находятся в строю — остальные требуют ремонта. Подписанный сторонами контракт как раз и поможет Малайзии продлить ресурс самолетных двигателей, организовать требуемое техническое обслуживание и повысить эксплуатационную готовность парка Су-30МКМ.

«Рынок стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) для нас особенно важен, так как на него приходится большая часть наших экспортных поставок, — отмечает генеральный директор Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» Юрий Заплаткин. — В первую очередь это касается стран, осуществляющих закупки самолетов «Су», в комплектации и сервисном обслуживании которых мы принимаем непосредственное участие. Поэтому выставка LIMA на Лангкави очень важна: благодаря ей есть возможность оценить перспективы сотрудничества со всеми странами ЮВА и понять, каковы их реальные потребности».

Приоритетное направление

«В 2012 году самые значительные по объемам поставки российской продукции военного назначения были осуществлены в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: на них пришлось 43% объема всех наших зарубежных поставок ПВН, — так оценил роль стран ЮВА глава объединенной делегации госкорпорации «Ростех» и «Рособоронэкспорта» на LIMA-2013 Виктор Комардин. — Есть основания полагать, что их доля будет сохраняться в том случае, если нам удастся выиграть ряд тендеров».

В настоящее время Индия, Индонезия, Малайзия и некоторые другие азиатские государства активно эксплуатируют российские самолеты и вертолеты, средства ПВО, военно-морскую технику, а также технику и вооружение сухопутных войск. С большинством из них у «Рособорон­экспорта» сложились долгосрочные и плодотворные отношения в области промышленной кооперации, включая создание сервисных технических центров и совместных производств. Серьезный доход приносят и такие услуги, как послепродажное обслуживание военной техники и поставка запасных частей.

Однако Россия заинтересована не только в продаже услуг — рынок стран ЮВА очень перспективен с точки зрения реализации боевых самолетов, средств ПВО и другой техники. Заинтересованность в ее приобретении есть: по мнению заместителя директора Центра анализа стратегии и технологии (АСТ) Константина Макиенко, Индонезия, Вьетнам и Малайзия продолжат закупать военные самолеты, произведенные ОАО «Компания „Сухой“». Дело в том, что истребители «Су» уже состоят на их вооружении. Во Вьетнаме, к примеру, имеется 12 Су-27СК/УБК и 24 Су-30МК2В, в ВВС Индонезии — 12 Су-27 и Су-30, а Малайзия располагает 18-ю истребителями Су-30МКМ.

При этом Индонезия уже законтрактовала еще 16 истребителей марки «Су», а Вьетнам рассматривает вопрос приобретения Су-35, которые должны стать инструментом противовеса аналогичным машинам, приобретенным Китаем. Как считает Константин Макиенко, в отношении Вьетнама речь может идти о большой партии — до 24 машин.

Что касается Малайзии, то ее руководство пока не отказалось от намеченных ранее планов закупить еще 18 многофункциональных истребителей. В ее случае логичным шагом, по мнению эксперта, было бы приобретение новой партии Су-30МКМ. Однако этот заказ выиграть будет очень сложно: страна находится не в лучшем финансовом положении, а конкуренты не дремлют.

По экспертным данным, в период с 2004-го по 2011 год Малайзия потратила на вооружение около $29 млрд, однако после кризисного 2008-го расходы на оборону резко снизила. Характерно и то, что в период 2005–2008 гг. на этом рынке Россия занимала первое место, поставив продукции на $606 млн (33,7% от всего объема импорта). В следующие 3 года наша страна пальму первенства по поставкам вооружения в Малайзию уступила: его заняла Франция с объемом в $1 млрд и почти 31% всего импорта. Увы, но на период с 2013-го по 2016 год Россия в группе лидеров пока вообще не значится, так как примерно 40% бюджета Малайзии на закупку вооружений приходится на категорию «тендеры». В этой связи именно LIMA-2013 и последующие за ней переговоры могут стать решающими в деле определения тех стран, которые станут делить «пирог» поставок.

Чем привлекаем

Россия не скрывает своей явной заинтересованности в рынке вооружений ЮВА: в 2013-м российская экспозиция на LIMA, организатором которой выступает госкорпорация «Ростех», по количеству участников и занимаемой площади увеличилась почти вдвое.

«Наша страна изначально сыграла важную роль в популяризации выставки LIMA: в последнее время она стала крупнейшей оружейной выставкой Азиатско-Тихоокеанского региона и важной площадкой для обсуждения перспектив сотрудничества в военно-технической сфере», — подчеркнул глава российской делегации Виктор Комардин.

В этом году Россия была представлена особенно широко: в состав делегации РФ вошли представители более чем 20 крупных компаний, в числе которых оказались все ведущие производители продукции военно-технического назначения. «Рособоронэкспорт» и «Ростех», «Компания „Сухой“» и «РСК „МиГ“», ОПК «Оборонпром», ОАО «ОСК», и многие другие представили свои изделия во всей красе.

На зрелищном интерактивном выставочном комплексе «Рособоронэкспорта» действительно было что посмотреть. В виде моделей гости могли увидеть многоцелевой Су-35, учебно-боевой Як-130 и перспективный Т-50, а также целую серию новейших вертолетов (боевой Ми-28НЭ, транспортно-боевой Ми-35М, разведывательно-ударный Ка-52 и тяжелый транспортный Ми-26Т). В разделе морской тематики Россия представила потенциальным заказчикам фрегат «Гепард-3.9», патрульные катера «Мираж», «Соболь» и другие образцы. Многочисленной оказалась и линейка средств ПВО. В нее вошли системы «Антей-2500», «Игла-С», «Тор-М2Э», а также зенитный комплекс «Бук-М2Э» и ракетно-пушечный «Панцирь-С1». Не считая «мелочей» в виде широкой номенклатуры новейших средств воздушного поражения, корабельных систем вооружения, БЛА и продукции, предназначенной для сухопутных войск.

А в качестве «группы поддержки» российской делегации на LIMA-2013 выступили авиационная группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи» и отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с большим противолодочным кораблем «Маршал Шапошников». В частности, летчики пилотажной группы под руководством гвардии подполковника Андрея Алексеева в течение всех 5 дней работы выставки демонстрировали индивидуальный, групповой и встречный пилотаж (включая элементы высшего). Моряки тоже без дела не скучали: они приняли участие в «круглом столе» по вопросам обеспечения морской безопасности в Малаккском проливе и конференции по охране прибрежных зон государств Азии, а также представили особенности русской кухни в ходе Международного морского фестиваля кулинарных блюд.

Чего достигли

Некоторые положительные результаты от участия россиян в LIMA-2013 уже есть, но окончательные проявятся только через несколько месяцев.

Чего уже удалось достичь сейчас? Как заявил заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин, «на повестке дня создание в Индонезии сервисного центра по обслуживанию как самолетов Су-30, так и вертолетов Ми-17 и Ми-35». По его словам, официальной заявки РФ пока не получила, но «это произойдет во второй половине 2013 года». Кроме того, в эту страну в ближайшее время планируется поставить оставшиеся 3 из ранее заказанных истребителей Су-30.

Что касается Малайзии, то «Сухой», заключив контракт на обслуживание истребителей Су-30МКМ, стоящих на ее вооружении, должен будет обеспечивать боеготовность 75% парка этих самолетов. «Для этого специалисты «Сухого» на длительный срок командируются в Малайзию, где будут постоянно и тщательно следить за техническим состоянием бортов, заранее заказывая необходимые запчасти», — отметил эксперт. Перспективы отложенного Малайзией тендера на закупку новых истребителей будут в немалой степени зависеть от результатов весенних выборов, однако Россия планирует принять участие в этом конкурсе с предложением Су-30МКМ.

Кроме этого, РСК «МиГ» предложила Малайзии поэтапно модернизировать все самолеты этой марки, стоящие на вооружении ее Королевских ВВС. Причем вариант весьма оригинальный: «МиГ» готов всю первую партию самолетов увезти в Россию, где обещает переоснастить их по последнему слову техники до желаемого уровня. По отзывам малайской стороны, она качеством и надежностью этих самолетов очень довольна: некоторым из них уже по 18 лет, но они до сих пор в строю. Ожидается, что для решения вопроса делегация из Малайзии приедет в Москву весной этого года.

Конкуренция — жесткая

Соревнование за заказы на рынке ЮВА становится все более жестким: в тендере на поставку многоцелевых истребителей, к примеру, помимо Су-30МКМ, могут принять участие сразу несколько американских машин, шведский JAS-39, французский Rafal и европейский EF-2000.

Французы, желая показать товар «лицом», привезли на LIMA-2013 «живьем» сразу две машины. Более того, исполнительный директор Dassault Aviation Эрик Траппиер уже заявил, что «если страна выберет наш истребитель в качестве нового боевого самолета, мы рассмотрим и вопрос о создании в Малайзии сборочной линии». Многоцелевой Rafale, принятый на вооружение ВВС Франции в 2001 году, активно продвигается в ЮВА: Индия, к примеру, уже предпочла его. В том числе и потому, что большинство из истребителей тоже будут собраны в стране-заказчике.

Такой подход характеризует тенденцию: военно-транспортный самолет Airbus Military C295 индонезийских ВВС, который впервые был представлен на LIMA-2013 в Малайзии, тоже частично собирается на месте. Индонезийская госкомпания PT Dirgantara Indonesia (PTDI) изготавливает хвостовое оперение, фюзеляж и фюзеляжные панели, окончательная сборка ведется в Индонезии, где в скором времени появится и сервисный центр для военно-транспортных самолетов.

В этой связи и глава российской делегации Виктор Комардин, и другие ее участники не скрывают тревоги и уверены, что России следует предпринимать еще более активные шаги для продвижения своей продукции ВТС на рынках ЮВА. «Если мы хотим удержать и развивать этот перспективный рынок, нам нужно предлагать не только поставки качественной и современной техники, но и хороший, быстрый сервис по ее обслуживанию, — считает эксперт. — Надо быть ближе к заказчику — иначе конкуренты могут опередить».

 

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: