Индия делает ставку на совместные новинки

12 февраля 2013 Индия делает ставку на совместные новинки

На состоявшейся с 6 по 10 февраля в индийском Бангалоре IX Международной авиационно-космической выставке AERO INDIA 2013 Россия продемонстрировала основному зарубежному покупателю целый спектр новинок боевой авиации и систем ПВО, надеясь на дальнейшее расширение сотрудничества.

Индия по-прежнему уверенно лидирует среди импортеров российской продукции военного назначения: по экспертным данным, доля произведенных в России изделий, используемых в индийских вооруженных силах, в настоящее время достигает 70%, а только в 2012 году страна закупила их на сумму более $3 млрд. Не стоит в стороне от этого процесса и Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» (КАО), которой первой в России удалось подписать с Индией долгосрочный 5‑летний контракт на поставку и обслуживание изделий военно-технического назначения.

«Среди зарубежных партнеров Индия продолжает оставаться для нас основным приоритетом: мы намерены расширять сотрудничество с ней по самым разным направлениям, — констатирует генеральный директор Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» Юрий Заплаткин. — В этой связи выставка в Бангалоре — хорошая возможность «сверить часы» и понять, какие нам необходимо сделать акценты в производстве для того, чтобы сотрудничество стало еще более успешным».

Выставка достижений

Впервые AERO INDIA состоялась на базе ВВС страны Yelahanka в Бангалоре в 1996 году и с тех пор благодаря организаторам и огромному вниманию со стороны специалистов пользуется большим успехом.

С каждым разом она становилась все более масштабной: если в 2003 году, к примеру, участие в ее экспозиции приняли 176 компаний из 22 стран мира, то в 2007‑м компаний было уже 400 из более чем 50 стран мира. В свою очередь, AERO INDIA 2011 стала самой масштабной, поскольку тогда ее площадь (по сравнению с предыдущей) выросла сразу на 70% (до 75 тыс. кв. м), а число экспонентов увеличилось до 675 (включая 380 иностранных фирм).

Авиационно-космическая выставка 2013 года оказалась менее крупной (по оценкам организаторов, в ней участвовали более 400 компаний), но осталась по-прежнему популярной как среди специалистов, так и среди «рядовых» посетителей. Последнее объясняется тем, что AERO INDIA демонстрирует не только новейшие образцы как гражданской, так и военной техники, но и регулярно представляет воздушные шоу. В этом году в качестве сюрприза оказалась авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи»: впервые в истории выставки на пяти боевых истребителях Су‑27 под руководством командира подполковника Андрея Алексеева она продемонстрировала гостям Yelahanka неповторимые фигуры небесной акробатики, восхищающие зрителей авиашоу в самых разных странах мира.

Русский акцент

Россия, для которой индийский рынок во многом является приоритетным, по традиции представила в Бангалоре одну из наиболее крупных экспозиций.

Значение Индии как импортера военной техники и различного вооружения было подчеркнуто хотя бы тем, что российскую официальную делегацию на AERO INDIA 2013 возглавил директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин, а руководителем делегации «Ростехнологий» (теперь компания выступает под новым брендом «Ростех») стал заместитель генерального директора «Рособорон­экспорта» Виктор Комардин.

Делегация российских производителей оказалась тоже очень внушительной: в ее состав вошли представители 35 компаний, представляющих интересы «Ростеха», «Рособоронэкспорта», Объединенной авиационной корпорации (ОАК), Концерна ПВО «Алмаз-Антей», «Вертолетов России» и многих других.

Как заявил Виктор Комардин, в настоящее время сотрудничество России с Индией вышло на принципиально новый уровень и теперь все чаще ориентируется не на продажи и покупки, а на совместное создание новейшей техники. «Желание индийской стороны активно сотрудничать с нами в этой сфере объясняется довольно просто: никто, кроме России, не готов предоставить Индии современные военные технологии», — подчеркнул он. Сотрудничество идет по нарастающей: успешно завершен первый этап по эскизно-техническому проектированию истребителя пятого поколения, в графике находится и совместная работа над многоцелевым транспортным самолетом. Индийская сторона планирует интегрировать в российский авиационный комплекс свою сверхзвуковую ракету BrahMos (соответствующее соглашение уже подписано) и продолжает обсуждать с нашими производителями программы дальнейшей модернизации истребителей Су‑30 МКИ, которая должна затронуть практически все компоненты самолета.

Сотрудничество России и Индии в области военной авиации началось еще 50 лет назад с поставки в Индию истребителей МиГ‑21 Ф‑13: они, хотя и глубоко модернизированные, до сих пор остаются в строю. Вместе с тем российская сторона поставляет индийцам все более совершенную продукцию. РСК «МиГ», например, уже отправил в Индию три из шести МиГ‑29UPG — это самый совершенный на сегодняшний день экспортный вариант модернизации классических МиГ‑29. В свою очередь, «Сухой» продолжает модернизировать самолет Су‑30 МКИ по программам «Супер 30» и «БраМос».

В результате, по оценкам экспертов с обеих сторон, к 2030 году самым массовым истребителем в Индии станет Су‑30 МКИ (их будет около 300 единиц), а основным истребителем авиации ВМС — МиГ‑29 К/КУБ, постепенно заменяющий английский «Харриер». Кроме того, к этому времени примерно 200 машин в составе ВВС страны придется на российско-индийский истребитель пятого поколения, сейчас фигурирующий под названием FGFA. Работа по всем этим направлениям идет активно: в декабре 2012 года во время визита в Дели Президента РФ Владимира Путина подписаны контракты в области ВТС на сумму около $3 млрд, в рамках которых ВВС Индии получат 171 вертолет Ми‑17 В‑5 и технологические компоненты для лицензионной сборки 42 истребителей Су‑30 МКИ.

Что же еще предложила Индии Россия на нынешней выставке?

Новинки и хиты

В Бангалоре «Рособоронэкспорт» представил целую гамму новейших изделий военно-технического назначения, которая может заинтересовать страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В их числе — учебно-боевой Як‑130, топливозаправщик Ил‑78 МК‑90, военно-транспортный Ил‑76 МД‑90 А, многоцелевой самолет-амфибия Бе‑200, вертолеты Ми‑35 М, Ми‑26 Т2, Ка‑31 и Ка‑226 Т, а также многие другие новейшие образцы продукции российского авиапрома, включая технические средства обучения и авиационные средства поражения. Кроме того, Россия продемонстрировала широкий спектр надежных систем ПВО, начиная от уже хорошо известных на рынке ЗРК «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э» и завершая новейшей ЗРС «Антей‑2500». А «Вертолеты России», кроме уже названных машин, показали в Бангалоре и ударный вертолет Ми‑28 НЭ, предназначенный для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также живых сил противника и малоскоростных воздушных целей.

Придется побороться

Несмотря на то что сотрудничество в сфере ВТС с Индией у России развивается вполне успешно (на конец декабря прошлого года портфель заказов из этой страны составил более $7 млрд), конкуренция за индийские контракты на мировом рынке идет очень жесткая.

Стоит напомнить, что в прошлом году России не удалось победить в тендерах на поставку 126 истребителей и 15 тяжелых вертолетов: первый выиграл французский концерн Dassault Aviation с машиной Rafale, а второй — американский CH‑47F. Почему проиграли? Одной из причин, по мнению экспертов, является то, что трендом последнего времени даже в ВВС стало возросшее внимание к созданию комфортных условий для летчиков, а наши машины, имея отличные боевые и летные характеристики, этим зачастую похвастать не могут…

Вместе с тем Россия сдавать своих позиций в Индии не намерена и совсем скоро примет участие в тендере ВМС Индии на поставку морских вертолетов с машиной Ка‑226, которая тоже бы показана в Бангалоре. Кроме того, интенсивно идут переговоры о модернизации противолодочных вертолетов Ка‑28 и поставке партии Ми‑17 В‑5 для нужд МВД Индии.

Как подчеркнул руководитель объединенной делегации «Ростехнологий» и «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин, «есть и другие привлекательные проекты, причем не только по авиационной тематике». «Надеемся, что общая сумма контрактов по итогам нынешнего года превысит прошлогодний показатель и составит весьма внушительную цифру»,— уверенно заявил он.

Основания для уверенности в том, что ежегодно Индия будет заказывать России продукции ВТС на сумму около $3 млрд, есть. Но дорогу, как известно, осиливает только идущий в ногу со временем — путь ведь тернистый, а конкуренты не дремлют…

 

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: