Держать ситуацию под контролем

1 июня 2011 Держать ситуацию под контролем

С 2012 года на всех автобусах и грузовых автомобилях России должны появиться тахографы — устройства, контролирующие соблюдение водителями режима движения, труда и отдыха. Однако внедрение приборов началось задолго до этой даты.

Обязанность установки тахографов на автобусах и грузовиках (т. е. практически на всем коммерческом транспорте) стала следствием вступления в силу технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», который начал действовать с 23 сентября 2010 года. Документ объемом в 460 страниц действительно стал весомым, поскольку внес целый ряд изменений в существующую практику эксплуатации автомашин.

Догоняем Запад

На самом деле тахографы — новинка разве что для России. В подавляющем большинстве цивилизованных стран такие приборы применяются уже около 15 лет, успели пройти длинный путь развития (от аналоговых до современных цифровых) и для некоторых видов транспорта (например, автобусов) давно стали обязательными по вполне объективным причинам.

Почему? Тахограф (не путать с тахометром), по сути дела, является автомобильным аналогом самолетного «черного ящика». Разве что не записывает переговоры экипажа с наземными службами… Что может делать современный цифровой прибор? Существуют достаточно жесткие требования, определяющие его функциональные возможности, и поэтому практически все тахографы, как отечественные, так и зарубежные, имеют одни и те же возможности. Например, в группе компаний «Аэрокосмическое оборудование» готовы серийно выпускать тахографы, которые позволяют измерять, регистрировать и хранить в памяти скорость движения автомобиля, ее превышение, величину пройденного им расстояния, интервалы времени труда и отдыха водителя и другую важную транспортную информацию.

— Тахограф позволяет полностью контролировать скоростной режим автомобиля и порядок труда и отдыха его водителя, — говорит первый заместитель генерального директора по гражданской продукции корпорации «Аэрокосмическое оборудование» и президент НКО «Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов» Валерий Киселевич. — Благодаря ему легко определяются любые отклонения от заданного скоростного режима, превышения допустимого времени вождения транспортного средства и т. д. Причем «обмануть» тахограф нельзя: в его памяти фиксируется даже  несанкционированное отключение питания.

Такие приборы позволяют принимать цифровую информацию от различных бортовых датчиков и интеллектуальных систем, способны выводить ее как на термобумагу, так и передавать в компьютер. Более того, в случае нарушения, к примеру скоростного режима, тахограф выдаст водителю визуальное и звуковое предупреждение. В принципе  любой инспектор (или другой уполномоченный специалист) может прямо на дороге, остановив грузовик или автобус, считать информацию из тахографа и сразу же получить всю картину движения машины.

Благая цель

Введение тахографов не зря обусловлено новым техническим регламентом, основная цель которого — сделать движение на дорогах России безопаснее.

По статистике, не менее половины аварий с грузовиками происходит как раз из-за того, что их водители не соблюдают скоростной режим и отдыхают гораздо меньше, чем этого требуют элементарные правила безопасности. На любой значимой автотрассе, проехав 100–200 км, вы обязательно встретите завалившуюся в кювет фуру. «Обычное дело, — констатируют дальнобойщики. — Заснул за рулем…». Происходит это чаще всего потому, что, стараясь побольше заработать, водители рулят днем и ночью, отдыхая урывками и мало. И рано или поздно наступает момент, когда организм просто отказывает и засыпает во время движения. В результате в лучшем случае, машина оказывается в кювете. А если на «встречке», по которой движется автобус с пассажирами? А ведь такое бывало не раз…

Установка и, самое главное, жесткий контроль работы тахографов заставят водителей отдыхать столько, сколько положено. Как на Западе, где любое отклонение от режима работы и отдыха на дороге давно контролируется. Поэтому и аварийность там в несколько раз ниже, чем в России. Практика показывает, что оборудование коммерческого транспорта тахографами, как минимум, на 20% снижает количество смертей на дорогах.

Система будет

Вместе с появлением технического регламента сразу появились и вопросы. А есть ли отечественные приборы соответствующего уровня? Насколько они дороги и каков срок их окупаемости? Не приведет ли это к росту цен на перевозки?

— Приборы есть: по характеристикам они ни в чем не уступают зарубежным аналогам и сравнимы по цене, — констатирует Валерий Киселевич. — Нет сомнений и в том, что они будут полностью соответствовать российским техническим требованиям, так как их разработкой в нашей компании  мы занимаемся почти  6 лет и ориентируемся на лучшие западные образцы. Что касается окупаемости, то ни к какому росту расходов на содержание транспорта установка тахографов не ведет: вся их стоимость (в среднем на Западе около 400 евро) «отбивается» в течение 2–3 месяцев работы автомашины.

По мнению президента НКО «Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов», уже в ближайшее время в России будет реализован комплекс мероприятий  по производству, установке и контролю тахографов. И поэтому любой трезво оценивающий перспективы хозяин коммерческого транспорта должен понимать: появление таких приборов на автобусах и грузовиках не только будет обязательно в будущем — оно выгодно уже сейчас. Потому что не только позволяет экономить деньги, но нередко сохраняет и людские жизни…

 

  • Владимир Яковлев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: