Способ оставаться сильным

1 июня 2011 Способ оставаться сильным

Производство конкурентоспособной продукции военного назначения — задача, выполнение которой по плечу только сильному государству. Россия не намерена уступать своих позиций на рынке вооружений, однако трудностей в этой сфере экономики у нас пока еще хватает... О современной ситуации в «оборонной» отрасли мы беседуем с Сергеем Лебедевым, заместителем генерального директора и директором департамента по контролю производства, качества и поставкам ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование».

— «КАО» является одним из основных поставщиков ряда комплектующих для производства военной продукции. На ваш взгляд, в каких именно областях российские изделия остаются конкурентоспособными на международном рынке?

— В первую очередь в традиционных для российского оружейного экспорта — авиации, ВМФ, сухопутных вооружениях. Однако в новейших направлениях развития военной техники (таких как беспилотные летательные аппараты, современные средства связи и навигации, некоторые типы военных кораблей и других) все же наметилось отставание. Министерство обороны России, к примеру, приняло решение о закупке израильских беспилотников, решается и вопрос о заключении контракта на поставку десантного корабля типа французского «Мистраль».

— В какой мере, на ваш взгляд, возможна кооперация с зарубежными компаниями при производстве продукции оборонного назначения?

— Кооперация с ними представляет интерес для наших предприятий только в тех случаях, когда она дает возможность доступа к передовым технологиям и расширяет рынки сбыта собственной продукции.

— Вместе с тем и некоторые российские предприятия больше ориентированы на зарубежного, чем на внутреннего заказчика. Чем это вызвано?

— На мой взгляд, это объективный и естественный процесс, обусловленный экономической ситуацией. Любой производитель, если он хочет выживать в условиях жесткой конкуренции, будет обращаться на рынки с платежеспособным спросом. Туда, где он может реализовать продукцию и получить прибыль. В советское время план выпуска предприятий формировался из двух источников (Минобороны СССР и от зарубежных заказчиков), но в любом случае для них это был заказ государства.

К сожалению, в последние 20 лет заказ Минобороны России на продукцию отечественных предприятий ОПК стремился к нулю. То есть государство, как основной заказчик, заказывало очень незначительное количество вооружений и военной техники. Да и оплачивало оно ее зачастую не вовремя. Таким образом, остался только один надежный источник получения прибыли — заказы на продукцию от иностранных государств. Надо отметить, что именно они позволили выжить в тяжелые времена всей нашей «оборонке». То есть сохранить и производственную базу, и кадры. Сейчас ситуация стала меняться в лучшую сторону. Значительно выросли объемы гособоронзаказа, финансовое состояние предприятий стало более стабильным, появилась возможность роста их научно-технического и технологического потенциала.

— Какие страны считаются приоритетными рынками сбыта?

— Предоставленное «Корпорации «Аэрокосмическое оборудование» право внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения предусматривает самостоятельную поставку запасных частей в те страны, куда ранее была поставлена на экспорт советская и российская авиационная техника. А основными ее покупателями традиционно являются такие страны, как Индия, Китай, Алжир, и другие. В то же время в последние годы существенно расширился список стран, которые ранее не делали крупных закупок нашей  военной техники. В него вошли такие государства, как Малайзия, Индонезия и Венесуэла. Для корпорации важны все эти рынки, и мы одинаково внимательно относимся ко всем своим партнерам. Кроме поставок техники мы должны предлагать и сервисные услуги только высшего качества: от послепродажного обслуживания в значительной степени зависит решение правительств иностранных государств о дальнейших закупках, формируется положительный имидж российской военной техники в целом.

— На чем, по-вашему, основан успех развития производства и продаж «КАО» в оборонной сфере?

— Возможно, это прозвучит несколько банально, но успех компании обусловлен, в первую очередь, правильным пониманием целей и путей их достижения всем коллективом. Наличием команды профессионалов и лидера, способного повести за собой. И все это в полной мере в корпорации присутствует...

— Если есть сильные черты, то почти наверняка имеются и слабые звенья в процессе производства оборонной продукции. Каковы они?

— В целом «болезни» отечественной промышленности известны, и, в той или иной степени, они, безусловно, касаются и «оборонки». Это высокая энергоемкость, отсутствие современных технологий, слабо развитая кооперация, морально и физически устаревшая производственная база. Конечно, есть предприятия, которые сумели грамотно воспользоваться собственными возможностями, закупив современное импортное оборудование, технологии, комплексы программного обеспечения для организации разработки и производства своей продукции, но таких компаний мало.

К сожалению, многие отрасли российской промышленности не в состоянии предложить конкурентоспособную продукцию, необходимую для производства современных вооружений. К ним можно уверенно отнести станкостроение, производство элементной базы и некоторые другие. Серьезной проблемой для промышленности является и кадровый вопрос: «погибшая» за последние десятилетия система профтехобразования лишила притока молодых специалистов целые отрасли. Прервалась необходимая для эффективного развития связь поколений на производстве и в организациях-разработчиках.

— Достаточно ли делает государство для поддержки производителей оборонной продукции?

— Правильнее было бы рассматривать меры государства по поддержке промышленности в целом... Потому что сама по себе оборонная промышленность существовать не может, так как потребляет массу ресурсов и продукции, производимой другими отраслями. Это стали и сплавы, средства измерения, станки. А еще оборудование, технологии, элементная база и многое, многое другое. Чтобы дать импульс развития всем этим отраслям, государство должно стимулировать спрос на продукцию предприятий ОПК. А сделать это оно может лишь за счет увеличения госзаказа, который, по заявлению руководства страны, будет значительно и стабильно увеличиваться. Тогда и отдача в виде современной высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции станет расти...

 

  • Беседовал Артем Петров

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: