Аэрокосмическая промышленность: проблемы и перспективы

1 июня 2011 Аэрокосмическая промышленность: проблемы и перспективы

Достижениями аэрокосмической промышленности в советские времена принято было гордиться. А что сейчас? Прояснить современную ситуацию в отрасли нам помог заместитель генерального директора ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» Дмитрий Шапот.

— Дмитрий Михайлович, какова ситуация сейчас в аэрокосмической отрасли? Она на подъеме или, на­оборот, наблюдается спад?

— Авиастроение, включающее самолетостроительные, вертолетостроительные и двигателестроительные активы, традиционно считается одной из наиболее наукоемких, высокотехнологичных и системообразующих отраслей отечественной промышленности. Она занимает ведущее место среди оборонных отраслей промышленности по объему производства и реализации продукции, стоимости основных фондов предприятий, численности высококвалифицированных кадров.

Современный этап развития авиационной промышленности связан с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности до 2015 г., консолидацией потенциала отрасли на прорывных направлениях.

На сегодня в целом завершена консолидация основных активов авиастроительной отрасли. Созданы ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», двигателестроительный и вертолетостроительный холдинги. Производственные программы корпораций отрасли ориентированы на приоритетные рыночные ниши и согласованы со стратегическими документами потребителей продукции отрасли. Правительством Российской Федерации в последние годы отечественному авиастроению оказываются беспрецедентные меры государственной поддержки, общее финансирование из федерального бюджета выросло по отношению к 2004 г. в 2008-м — более чем в 10 раз, в 2009-м — более чем в 20 раз (с учетом мер антикризисного характера).

Меры по существенному расширению форм и объемов государственной поддержки авиастроения, принятые с момента утверждения Стратегии (2006 г.), сказались на серьезном увеличении объемов продукции авиастроения — за 3 года объем производства увеличился на 44%, в вертолетостроении загрузка производства увеличилась на 81%, годовая выработка на одного работающего выросла в 2,5 раза.

Принятые меры позволили обеспечить относительно «безболезненное» вхождение отрасли в условия глобального финансово-экономического кризиса: объемы производства отрасли остаются на докризисном уровне и даже продолжают некоторый рост; приоритетные проекты отрасли последовательно развиваются практически без внесения изменений в графики создания и производства. По предварительным оценкам, консолидированная выручка по группе ОАО «ОАК» составит около 100 млрд руб., тем самым, несмотря на значительное влияние кризисных факторов, ОАО «ОАК» в 2009 г. на 17% увеличит свою выручку.

Авиационное приборостроение технологически и инфраструктурно является неотъемлемой частью авиастроительного комплекса Российской Федерации. Так что развитие всего комплекса полностью отражает динамику развития авиаприборостроения.

— Каковы позиции российской аэрокосмической промышленности на мировом уровне? Мы входим в число ведущих производителей? Со стороны каких стран наиболее жесткая конкуренция? Есть ли какие-то сегменты, где Россия опережает другие страны?

— Государственная политика в области авиапрома и двигателестроения направлена на возвращение России на мировой рынок в качестве третьего производителя по объему гражданской продукции. К 2025 году планируется достигнуть 15% от уровня мировых продаж гражданских самолетов. Сейчас доля отечественных продаж в мире составляет менее 1%.

Иначе дело обстоит с экспортом военной авиатехники: Россия занимает около 25% мирового рынка. И в этом наше преимущество.

Реализация Стратегии развития авиа­ционной промышленности до 2015 г. позволит завоевать к 2015 году не менее 5% мирового рынка гражданских самолетов, а также обеспечить военной авиатехникой Вооруженные силы РФ. Важное место в Стратегии занимает проблема структурных преобразований в отрасли. Для российского авиапрома в настоящее время характерны высокий уровень анклавности, мелкосерийности и финансовой неустойчивости. Авиапром в нашей стране — это в основном набор небольших, по международным меркам, разобщенных компаний, не способных ни в долгосрочной, ни в краткосрочной перспективе конкурировать с мировыми игроками. В отрасли назрела необходимость консолидации, которая уже прошла в других странах.

— В чем основные проблемы аэрокосмической промышленности в нашей стране?

— Основной проблемой является проблема структурного характера — несоответствие масштаба и структуры существовавшей в стране авиационной промышленности, ее научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса на продукцию отрасли — как гражданского, так и военного назначения.

Замедление вследствие указанного структурного несоответствия процессов разработки, производства и сбыта авиационной техники, а во многих случаях и их практическая остановка привели к неизбежному в таких условиях падению технологического уровня производства и проектирования, устареванию основных производственных фондов и большим кадровым потерям — как в количественном отношении, так и в отношении владения современными конструкторскими и производственными навыками. Аналогичные процессы развивались и в авиационной науке.

Структурный кризис в отрасли был несколько демпфирован экспортными поставками по линии ВТС самолетов фронтовой авиации и вертолетов, а также услугами по их послепродажному обслуживанию и модернизации. Однако экспортных доходов, получаемых с рынков ВТС, оказалось явно недостаточно для преодоления кризисных явлений и начала выпуска конкурентоспособных образцов гражданской и военной авиатехники.

Таким образом, причины проявления указанной проблемы носили в основном объективный характер. Имевшие место субъективные причины, которые заключались в недостаточном качестве антикризисного управления со стороны органов государственного управления и менеджмента предприятий, не могли существенно повлиять на общий ход развития структурных диспропорций в отрасли. Кризис авиапромышленности был объективно неизбежным.

— Аэрокосмическая промышленность в Петербурге. Какие основные петербургские предприятия работают в этой сфере? Какое место среди них занимает КАО?

— Помимо традиционных предприятий, сформировавшихся еще в советское время, — это ФГУП: «Санкт-Петербургское опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика», ОАО «Пирометр», ОАО «ХК «Ленинец», в последние годы были созданы и развиваются новые предприятия — разработчики и производители отдельных компонентов ЗАО «Транзас», Санкт-Петербург (вертолетные тренажеры), ЗАО «Элкус», Санкт-Петербург (разработка печатных плат и микросборок), ЗАО «Контур-НИИРС», Санкт-Петербург (разработка и производство элементов РЛС), ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум».

Что же касается места ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», то отмечу, что наше предприятие вот уже два года выигрывает конкурс на лучшего экспортера.

— Каковы планы у Корпорации на ближайшие годы?

— Основными целями ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» на среднесрочный период в соответствии с «Программой деятельности ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» и ее дочерних и зависимых обществ, включенных в состав ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», на среднесрочный период 2010–2012 гг.», являются: увеличение объемов реализации предприятиями ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» продукции, работ и услуг; обеспечение безусловного выполнения государственного оборонного заказа; сохранение уровня рентабельности по основным направлениям хозяйственной деятельности предприятий ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» (в т. ч. в области прямого экспорта В и ВТ) с учетом имеющейся конкурентной среды в отрасли; инвестирование в перспективные, коммерчески привлекательные проекты в области разработки и модернизации В и ВТ и гражданской техники как за счет собственных средств предприятий ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», так и за счет привлеченных ресурсов; повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности работников предприятий ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование».

 

  • Беседовал Борис Судаков

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: