«Нужны умные головы и золотые руки»

8 октября 2014 «Нужны умные головы и золотые руки»

Фраза о большой потребности современной промышленности в квалифицированных кадрах красной нитью проходила через все события форума «Российский промышленник» и Петербургского международного инновационного форума, состоявшихся на днях в «Ленэкспо».

Тон дискуссии был задан еще во время пленарного заседания в первый же день работы: блиц­опрос его участников показал, что каждый четвертый считает уровень профессионального образования наиболее значимым условием для инноваций. Тему четко обозначил президент СПб СПП Анатолий Турчак, который без обиняков заявил, что нехватка способных работать на современном уровне специалистов — одна из главных проблем перехода на выпуск конкурентоспособной инновационной продукции.

По его мнению, основная причина сложившейся ситуации — несоответствие образовательных программ учебных заведений тем потребностям, которые имеются у предприятий реальной экономики. Ликвидируя этот пробел, некоторые петербургские компании открывают собственные учебные центры для переподготовки кадров, однако Анатолий Турчак уверен: «Необходима актуализация образования, в основе которой должно лежать новое поколение государственных стандартов».

Готовим много, а работать некому…

Тот факт, что большая часть средств, выделяемых в стране на систему профессионального образования, расходуется неэф­фективно, вряд ли кто оспорит: согласно официальной статистике, только около 40 % выпускников вузов, к примеру, идут работать по полученной специальности.

Однако промышленников расстраивает другое: выбор в пользу технического образования делает лишь треть абитуриентов, в то время как на рынке труда потребность в инженерах, техниках и квалифицированных рабочих гораздо выше. Да и качество выпускаемых специалистов промышленников зачастую не устраивает. Роман Кондратьев, генеральный директор Завода буровых технологий, уверен, что наша высшая школа, как и раньше, дает качественное теоретическое образование, а вот с практическими навыками работы на современном уровне у выпускников дела обстоят далеко не блестяще. «Для того чтобы специалист к окончанию вуза соответствовал сегодняшним требованиям, уже со второго курса он обязательно должен участвовать в решении конкретных задач на конкретных же предприятиях: только в этом случае можно получить нужный эффект», — считает он.

Не оспаривают этого и представители вузов. Причем Владимир Васильев, ректор НИУ ИТМО, полагает, что в настоящее время все большее значение имеют даже не узкоспециализированные знания и навыки, а soft skills. «Современный специалист обязан не только иметь высокую квалификацию по своей специализации, но и уметь работать в команде, доводить дело до конца, слушать и слышать, заниматься постоянным самообразованием, — говорит он. — Если к этому прибавить знания в экономике и управлении бизнесом, то на выходе из университета должен появляться настоящий профессионал, сразу же готовый приступить к делу».

Увы, но пока это скорее желаемое, чем действительное: работодатели-промышленники не устают жаловаться, что качество выпускников вузов не то. Однако вопрос «привязывания» университетского образования к практике все же решаем. И примеры есть как в Петербурге, так и в других регионах страны.

Делай как мы

Какие есть варианты? На самом деле их много: 217‑й закон, который позволяет создавать при вузах малые инновационные предприятия, уже дает довольно широкие возможности. Ими в ряде университетов отлично пользуются. Но…

Как считает участвовавший в работе VII Петербургского международного инновационного форума проректор по инновационной деятельности Нижегородского госуниверситета американец Кендрик Уайт, «у российских образования и науки огромный потенциал, но чаще всего занятые в этой системе люди не умеют коммерциализировать даже весьма перспективные идеи».

Что сделали в Нижнем Новгороде, поняв это? Около года назад в университете создали Центр коммерциализации технологий, который взял на себя всю подготовку идеи к ее «высадке» в реальную жизнь. «Он позволяет оценить ее перспективы и полностью, во всех аспектах, подготовить к реализации на практике в виде готового «пакетного» проекта, — констатирует Кендрик Уайт. — Эффект оказался весомым: за год «упаковано» 17 инновационных проектов». Однако это только одно из достоинств проекта: фактически он позволяет привлечь к практической инновационной работе и преподавателей, и студентов, тем самым обеспечив последним качественную практику.

Еще один вариант предложил руководитель бизнес-инкубатора «Ингрия» Игорь Рождественский, рассказав о проекте Demola, который с успехом прижился в странах Скандинавии и некоторых других. В чем его суть? Фактически это платформа для взаимодействия между вузами и индустрией в рамках франшизы международной сети Demola. Предприятие ставит конкретную задачу, которую нужно решить в установленный срок. Для этого в рамках проекта создается группа, в которую могут войти все, кто способен выполнять нужные задания. Если задача решается, компания оплачивает работу: 90 % получают разработчики, а 10 % — организаторы. «Студентам это позволяет в рамках учебного курса под руководством преподавателей получать практику, а промышленным предприятиям — решать нужные проблемы», — подчеркивает Игорь Рождественский. Работает ли это? Вполне: за 3 года существования Demola около 1 тыс. студентов под руководством примерно 100 наставников создали почти 200 прототипов товаров или услуг. Причем 80 % результатов были оплачены бизнесом (выручка — около $2,5 млн). Самое, пожалуй, главное состоит в том, что примерно 20 % студентов, участвовавших в подобных проектах, впоследствии трудоустроились в компаниях-заказчиках.

Интересен ли такой проект предприятиям? Как считает директор по правовым вопросам компании «ТРАНЗАС» Константин Окунев, «надо более тщательно изучить подход к появляющейся в результате такой работы интеллектуальной собственности и безопасности разработок с точки зрения утечки информации». «Практика нашей работы показывает, что объединение в одну группу опытных специалистов и молодых ребят порой дает взрывной эффект — знания одних и заряженность на результат других идут делу на пользу», — констатирует Окунев. В свою очередь, вузы города не только выразили готовность к сотрудничеству в рамках нового проекта, но и предприняли конкретные действия: «Политех», НИУ ИТМО, а также венчурная компания Xmas Ventures и бизнес-инкубатор «Ингрия» подписали меморандум о создании в Петербурге международного центра Demola. «Мы решили попробовать это на себе, — говорит Игорь Рождественский. — Возможно, не все сразу получится, набьем синяки и шишки, но действовать надо».

Больше конкретики

«Нам нужна умная экономика, в которой будут заняты умные люди», — так сформулировал задачу глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин. А его коллега, руководитель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев добавил, что «сейчас мы испытываем большую потребность в инноваторах, способных доводить идеи до коммерческой реализации». «В одном из вузов Петербурга, к примеру, готовят инженеров‑экономистов, — отметил он. — И это правильно. Реальность такова, что большая часть инноваций появляется на малых предприятиях, где руководитель должен обладать максимумом знаний в разных областях. Поэтому современному инженеру знания и навыки необходимы не только по его профилю, но и по бизнесу».

Похоже, что промышленность и вузы на VII Петербургском международном инновационном форуме все же нашли общий язык, поскольку в его рамках подписано немало соглашений, способных сделать подготовку кадров близкой к реальным потребностям рынка труда. Например, технопарк «Политехнический» одноименного вуза подписал соглашение с Фондом предпосевных инвестиций Петербурга, сам «Политех» вместе с НИУ ИТМО — меморандум с ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», а в рамках форума состоялась целая серия встреч стартапов с инвесторами, промышленников — с представителями вузов. Пути решения проблем искали и в ходе ряда круглых столов, на которых обсуждали развитие кадрового потенциала в инновационных отраслях, молодежного предпринимательства в вузах и новых форматов инженерного образования.

«Главный вывод таков: инновационный характер нашей экономики напрямую зависит от качества подготовки кадров», — подчеркивает Владимир Васильев. Остается надеяться, что намерения системы образования и промышленности Петербурга тесно сотрудничать в этой области приобретут характер конкретных совместных проектов, способных превратить нынешнюю экономику в экономику знаний.

  • Владимир Сергачев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: