Реиндустриализация должна стать базовой идеей создания новой экономики России

17 апреля 2013 Реиндустриализация должна стать базовой идеей создания новой экономики России

С. Д. Бодрунов,

Президент Национальной ассоциации авиаприборостроителей,

Директор Института нового индустриального развития (ИНИР),

д. э.н., профессор

 

Президент В. В. Путин заявил, что ныне действующая экономическая модель российского общества себя исчерпала, сохранение нынешней экономической ситуации — это угроза нашей национальной безопасности, и отметил, что необходим переход к новой модели экономического роста и развития российского общества в целом. Комплекс задач, прозвучавший в выступлениях президента, был обозначен им единым и емким определением — «модернизация».

Научное сообщество, политическое руководство страны, наши экономические власти объявили в качестве базового тренда модернизации российской экономики ее реиндустриализацию, новую индустриализацию на основе новейшего технологического уклада.
Взглянем для начала на ситуацию, в которой мы сегодня находимся. Приведу несколько скучных цифр. Как мы видим, темпы роста ВВП с 4,5% в I полугодии прошлого года снизились сначала до 2,4% в III квартале и совсем скатились до мизерных 1,8% — в IV. Далее, темпы роста промышленности в конце 2012 года — 1%, по итогам января нынешнего года — 0,8%. Оценка динамики ВВП января т. г. в годовом пересчете к январю года прошлого, которую дает сейчас Минэкономразвития, — 1,6% к 5,1%, т. е. падение аж в 3,2 раза. Причем это уже тенденция, и устойчиво негативная, поскольку падение продолжается уже четвертый год подряд (с 8,2% в 2010 году до 2,6% по 2012 году). Вот как-то так не здорово получается — государство все вкладывает да вкладывает в госкорпорации, прокуроры и разнообразные контролеры все проверяют и проверяют — а промышленного роста все нет и нет! И роста производительности труда нет. И бизнес наш что-то инвестировать не хочет. И с инновациями по-прежнему беда. Зато инфляция, несмотря не все монетарные усилия ЦБ, все активнее раскручивается: за два месяца этого года, как заявил Росстат, — 1,5%, а год назад за январь-февраль было 0,9%, т. е. темпы ее — в 1,7 раза выше! А Всемирный банк снизил прогноз роста нашей экономики на 2013 год с 3,6% до 3,3%. Как видите, тенденция такова, что еще пару кварталов в таком «темпе» — и можно будет говорить о полноценной рецессии.
Проведение реиндустриализации предполагает одновременное решение масштабных задач по нескольким взаимосвязанным направлениям.
Во-первых, в ходе реиндустриализации требуется восстановить или модернизировать производственные мощности, утраченные или устаревшие в процессе деиндустриализации.
Во-вторых, осуществить программы и проекты инновационной индустриализации.
В-третьих, перейти на стадию нового индустриального развития с учетом особенностей и технологических вызовов индустрии грядущих десятилетий.
1. ОБ ИМПЕРАТИВАХ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ.
Реиндустриализация — и как путь выхода из рецессии, и как база новой модели экономического роста — это не только наша идея. Это мировой тренд. Процесс реиндустриализации начался, например, в США раньше, чем в России, и нам сейчас нужно догонять США не в переходе к некоему «постиндустриальному» обществу, а в развертывании новой индустриализации.
США сейчас серьезно обеспокоены тем, что, теряя промышленность, Америка теряет и многообразные цепочки преемственности в технологических процессах и, в конце концов, может потерять и лидерство в передовых отраслях. Президент США Барак Обама, выступая с ежегодными посланиями к Конгрессу, дважды заявлял о необходимости вернуть в Америку промышленные рабочие места и поддержал несколько законодательных инициатив по этой проблеме.
В России целевые ориентиры и задачи реиндустриализации установлены в известном Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
Особенно важное значение имеет установление приведенных целевых показателей по решению двух взаимосвязанных ключевых проблем — увеличения объема финансирования инвестиций в реиндустриализацию (не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% — к 2018 году) и проблемы кадров (создания и модернизации 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году).
2. ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ В РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ.
Как видим, масштабы задач очень велики. Затрону только важнейший вопрос — достаточно ли у России финансовых ресурсов для реиндустриализации? Если объем инвестиций в реиндустриализацию в 2015 г. должен достигнуть 25% от ВВП, то, с учетом прогноза Минэкономразвития (рис 3.), получается, что в 2015 г. требуется увеличить объем инвестиций в реальный сектор экономики до 20 триллионов рублей. А для сравнения приведу такую цифру: по утвержденной правительством в конце декабря 2012 г., т. е., так сказать, «свежей» государственной программе развития промышленности объем финансирования в период до 2020 года в среднем на год составляет около 440 млрд руб.
Понятно, что в госпрограмму Минпрома включены далеко не все инвестиционные проекты, необходимые для проведения реиндустриализации, да и в Указе Президента не шла речь исключительно о госинвестициях. И все же приведенные цифры служат наглядной иллюстрацией того обстоятельства, что нам необходимо увеличить объемы финансирования инвестиционных проектов и программ, связанных с индустриализацией, с модернизацией обрабатывающей промышленности и других базовых отраслей реального сектора экономики, на порядок.
Расчеты показывают, что столь масштабное увеличение инвестиций в реальный сектор экономики возможно, но оно требует переориентации денежных и кредитных ресурсов и корпораций и государства на решение задач реиндустриализации. Кроме того, существенный эффект для пополнения «кошелька» реиндустриализации могут дать и иные меры, влияющие на уровень финансовых ресурсов, направляемых в промышленность. Например, смягчение монетарной, бюджетной и фискальной политики, снижение стоимости заемного капитала для промышленности, меры, позволяющие переломить тенденцию массированного превышения вывоза капитала из России над его ввозом и т. д.
3. ИННОВАЦИИ.
Мировой опыт показывает, что в распространении инноваций важную роль играет политика государства по формированию спроса на инновации. Как правило, именно государственные или аффилированные с государством организации задают начальный импульс для формирования спроса на инновации. На следующем этапе государство выступает на рынке инноваций и в качестве крупнейшего покупателя и заказчика инноваций; кроме того, оно выполняет функции организатора и финансового протектора рынка инноваций. Однако в России пока ни государство, ни бизнес не выполняют достойно своих функций по формированию инновационного спроса. Об этом, в частности, говорит факт, что при сопоставимом с любой страной-лидером объеме внутренних затрат на исследования и разработки (Табл. 1.), с которого-то и начинается процесс создания инноваций, со стороны государства (в % к ВВП), затраты российских предпринимателей на эти же цели в разы меньше. Следствие этого у нас — и существенно меньший в целом по сравнению со странами-лидерами объем средств, направляемых на исследования и разработки, и негативные показатели в соответствующих позициях.
Есть и вторая сторона этой проблемы — неоптимальность и неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, трансфера технологий, механизмов управления интеллектуальной собственностью.табл1: превью
В целом в России вопросами интеллектуальной собственности занимается более 20 министерств и ведомств.
Единой службы по интеллектуальной собственности как не было, так и нет. Зачаточные усилия в сфере формирования рыночных отношений по интеллектуальной собственности несопоставимы с теми объемами финансовых вложений, которые мы инвестируем в это направление. Это один из стратегических рисков индустриализации.
Недавно Межведомственная рабочая группа по разработке проекта долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности предложила изменить законодательство для обеспечения приоритетного права ученых на созданные ими разработки. Это предложение — часть плана по развитию в сфере интеллектуальной собственности до 2020 года, который направлен в правительство Минобрнауки. Считаю целесообразным и у нас в этой стратегии отразить требование создать сходную структуру управления интеллектуальной собственностью.
4. КАДРЫ.
Одним из императивов реиндустриализации являются инвестиции в человеческий капитал и проведение активной кадровой политики; приоритетом здесь являются создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Среднесписочная численность занятых в промышленности России сократилась за 19 лет с 1990-го по 2009 год на 9,5 млн человек.
Наибольшее сокращение произошло в машиностроении, где в 1990 году было занято 9–10 млн человек, а в настоящее время — меньше 3 млн человек.
Таким образом, при различии ситуации по разным отраслям, число занятых в машиностроении в целом уменьшилось примерно на 7 млн человек, т. е. втрое, в т. ч. численность промышленно-производственного персонала уменьшилась в 2,5 раза, а в отдельных видах машиностроения сокращение произошло в еще более катастрофических масштабах, и это продолжается и поныне.
Чтобы обеспечить преобладание в экономике высокотехнологичных видов деятельности, в целом по машиностроению в ходе реиндустриализации потребуется создать 6–7 млн новых высокотехнологичных рабочих мест, восстановив их долю в экономике. Кроме того, по примеру ЕС следует увеличить долю расходов на научные исследования и разработки до 2,5–3% ВВП; в проектных, конструкторских и т. п. организациях это даст еще более миллиона новых рабочих мест.
То есть в сумме — в машиностроении и в «исследованиях и разработках» — надо создать 7–8 млн, или треть от всего количества новых мест. Остальные 17–18 млн таких рабочих мест должны появиться в процессе перехода на новые технологии в видах деятельности, потребляющих продукцию машиностроения и информационных технологий, число занятых в которых нет необходимости наращивать в разы.
Таким образом, в целом по стране вполне реально оснастить современной высокотехнологичной и наукоемкой техникой 25 млн рабочих мест, но при этом до трети из них должны быть рабочие места в машиностроительном секторе.
5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Состояние отечественной промышленности находится в прямой зависимости от состояния машиностроения, являющегося главным фактором, определяющим уровень развития всех видов деятельности. Машиностроение служит ядром развития остальных секторов экономики. В свою очередь, внутри машиностроения выделяется ядро саморазвития в виде станкостроения. Ситуация здесь — очень сложная (Табл. 2.). При этом преодоление технологического отставания в такой крупной стране, как Россия, без целевого развития станкостроения невозможно.табл2: превью
Недостаточное внимание к проблемам этой отрасли привело к тому, что, по оценке «Станкоимпорта», сейчас ежегодный объем продаж станков в России составляет 1–1,5 млрд долларов, при этом доля отечественных — не более 1%. Такое положение нетерпимо. В ходе реиндустриализации потребуется постоянно поддерживать и наращивать спрос на продукцию отечественного машиностроения на внутреннем рынке.
6. МОТИВАЦИЯ.
Выше я сказал, что серьезный эффект могут дать указанные экономическое меры. Но не меньшее, а может быть, и большее значение, имеют т. н. неэкономические факторы экономического роста, среди которых важнейший — это мотивация участников процесса модернизации, в первую очередь — предпринимательского сектора. Подчеркну: само по себе увеличение объемов инвестиций до необходимых масштабов — это еще полдела; необходимо изменение мотивации предпринимателей в отношении инвестирования в реиндустриализацию. Экономическая политика в этой части должна включать в себя снятие барьеров и создание комфортных условий для предпринимательства в обрабатывающей промышленности и в других видах деятельности реального сектора экономики, а также стимулирование новаторов иинновационных проектов, предпринимательства, направленного на создание новых рабочих мест. Необходимо ввести жесткие ограничения на получение монопольной прибыли, рентных сверхдоходов и т. д. И, наконец, отдельно подчеркну, наиболее важно — добиться изменения характера присвоения результата экономической деятельности.
Сегодня мы можем говорить об основной беде — рейдерстве в разных его ипостасях, суть которого в отъеме у предпринимателя результата его деятельности, в несправедливом характере присвоения этого результата — дохода от бизнеса, самого бизнеса, надежд человека, в конце концов.
Если в процессе модернизации нам удастся эту проблему «обуздать», если предприниматель будет уверен, еще раз подчеркну, в своем будущем (а этот фактор — очень важный и для развития экономики, и, самое главное, это очень важный потенциал модернизации), если он будет понимать, что его труд нужен обществу, а результат останется ему в справедливой, так сказать, доле и он сможет распоряжаться им по своему усмотрению, он, наш предприниматель, и станет тогда — и только тогда! — развивать, вкладывать и оставлять результат своего дела потомкам, обществу здесь, а не, так сказать, за «бугром».
Будут и инвестиции, и инновации — это, говоря языком математики, базовое из набора необходимых и достаточных условий. Предприниматель — движущая сила модернизации экономики, и главная задача государства и общества — позитивное мотивирование его деятельности. Я бы настаивал на такой формуле: будет интерес предпринимателя в осуществлении своей деятельности здесь, у нас, на нашей, российской земле — состоится у нас и модернизация экономики. И содействовать этому должно через все факторы — и экономические, и неэкономические, и через любые иные, как их ни назови.

 

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: