«Звезда» взяла курс на будущее

16 апреля 2013 «Звезда» взяла курс на будущее

В конце марта 2013 года в рамках Недели российского бизнеса одно из ведущих предприятий в области разработки и производства дизельной техники  — петербургское ОАО «Звезда» получило престижную награду в номинации «За устойчивое развитие организации». Оно и сейчас ставит перед собой амбициозные задачи, решить которые будет непросто. Но… «Чтобы побеждать, надо быть первыми», — говорит по этому поводу председатель Совета директоров Павел Плавник. И рассказывает о том, что ждет «Звезду» в ближайшем будущем.


— Мы по-прежнему продолжаем производить высокооборотные дизельные двигатели, а также редукторы и генераторы для судостроения, железнодорожного транспорта и общепромышленного применения, — констатирует он. — Скоростной флот, к примеру, на 95% оснащен нашими двигателями, железнодорожникам их поставлено свыше 8 тыс., а около 5 тыс. произведенных на «Звезде» дизель-генераторов обеспечивают электроэнергией множество объектов. Однако настал момент, когда компании нужно переходить на принципиально новый, значительно более высокий уровень производства современной, отвечающей всем международным требованиям продукции. Этот решительный шаг мы делаем, выполняя условия государственного контракта на разработку и производство дизельного двигателя нового поколения.

В рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию российского дизелестроения перед «Звездой» поставлена вполне конкретная задача — разработать и вывести в серию широкую линейку многоцелевых дизелей мощностью от 400 до 1700 кВт, которые могли бы конкурировать на международном рынке. Новый двигатель, который будет способен работать как на дизельном топливе, так и на газе, должен отвечать не только всем современным требованиям (по экологии, экономике и т. д.), но и иметь задел, способный сохранить его конкурентоспособность на 30‑50 лет вперед.

— Задача сложная, но именно она позволит нам сделать принципиальный рывок вперед, — считает Павел Плавник. — Мы понимаем ее еще шире: крайне необходимо не просто разработать и изготовить дизель нового поколения, но и сформировать ощутимый запас перспективных знаний, который позволил бы нам уверенно смотреть в будущее.

Решая амбициозную задачу, на «Звезде» решили шагать в ногу со временем — и поэтому не стали замыкать все этапы разработки и производства на себе так, как это было раньше. Например, разработку нового двигателя предприятие ведет в теснейшем сотрудничестве с одним из мировых лидеров  — австрийской инжиниринговой компанией AVL List GmbH. Почему?

— Потому что сейчас разработать и произвести такую сложную инженерную новинку, как перспективный дизельный двигатель, в одиночку практически невозможно — нужна международная интеграция, которая позволяет делать это и быстрее, и дешевле, — отвечает председатель Совета директоров «Звезды». — Австрийская AVL выбрана не только потому, что она в полной мере обладает так нужными нам знаниями, компетенциями и программными продуктами, но и потому, что оказалась наиболее готова делиться ими. Параллельно разработке двигателя идет активный процесс обучения наших специалистов, которые постепенно все больше интегрируются в систему международного разделения труда. Причем выгода взаимна: австрийцы тоже заинтересованы в некоторых областях знаний, в которых силен, например, петербургский «Политех». В результате, совместными усилиями в рамках «Политеха» создается научно-исследовательский центр, который позволит нам получать знания, а в дальнейшем — и принципиально новую технологическую базу для испытаний дизеля.

На каком этапе находится проект сейчас? В качестве ориентира значится дата 24 сентября 2014 года: в этот день намечено «пустить первый дым». Сейчас уже пройдены этапы разработки концепции и эскизного проектирования двигателя — настал этап подбора потенциальных поставщиков комплектующих. В мае 2013-го с ними должны быть заключены контракты, летом — завершена конструкторская разработка дизеля, а затем начнется его «строительство» с той целью, чтобы в сентябре следующего года собранный двигатель оказался на испытательном стенде в австрийской AVL.

— Уверен, что сроки, несмотря на существующие объективные трудности, мы выдержим, — говорит Павел Плавник. — Проблемы есть. Например, сейчас мы активно исследуем возможности потенциальных поставщиков комплектующих для нового дизеля. Надо понимать: поставлена задача изготовить машину, имеющую глобальные конкурентные преимущества, поэтому требования к поставкам очень жесткие — нам нужны только лучшие по качеству изделия. Сам выезжаю на заводы и смотрю… Выводы, увы, неутешительные: в настоящее время только одно российское предприятие, производящее турбокомпрессоры, да и то в перспективе, может выступить в качестве поставщика.

Однако задача локализации все равно будет решаться. По словам Павла Плавника, идут активные переговоры с рядом белорусских предприятий, у которых высока реальная степень модернизации. К примеру, Минский моторный завод с его новым производством чугуна, скорее всего, будет поставлять блоки цилиндров. На первых этапах подавляющую часть комплектующих поставят зарубежные производители, но постепенно локализация будет расти. «Сейчас мы привлекаем к переговорам о поставках и наши петербургские предприятия, — комментирует он. — Если они со временем смогут предложить продукцию аналогичного качества — будем этому только рады».

Есть и другие сложности. В том числе на самой «Звезде». Например, с кадрами — очень не хватает производственного персонала среднего управленческого уровня (мастеров, заместителей и начальников цехов). Но и здесь программа создания перспективного дизеля может «сыграть»: в результате запуска нового производства на предприятии появятся и новые высокооплачиваемые рабочие места разного уровня, которые наверняка смогут привлечь квалифицированный персонал (как управленцев, так и рабочих).

Как же будет развиваться проект после пуска «первого дыма»? В течение года двигатель будут всесторонне исследовать в Австрии, доводя его до «ума». Затем перевезут в Россию и подвергнут ресурсным испытаниям на надежность, которые как раз и должны показать его перспективы на долгие годы вперед. В конце 2015-го машину подвергнут испытаниям в полевых условиях (в частности, это планируется сделать, установив двигатель на новый карьерный «БелАЗ» проекта 7558), и только потом речь пойдет о серийном производстве. Конечная цель — к 2018 году произвести около 1,5 тыс. дизелей нового поколения.

— Только на нашу программу разработки и производства нового двигателя в рамках ФЦП предусмотрено выделение около 1,5 млрд рублей, — отмечает Павел Плавник. — Капитальные затраты на строительство нового производственного корпуса на территории «Звезды» будут гораздо большими — они составят почти 7,2 млрд рублей. Площадка уже определена: со временем на ней появится завод общей площадью 20 тыс. кв. м, на котором как раз и будут происходить сборка, испытания и предпродажная подготовка новых дизелей. А в том, что это, с учетом помощи на уровне города (и в рамках деятельности возглавляемого губернатором Промышленного совета тоже), случится в установленные сроки, я не сомневаюсь…

 

  • Артем Владимиров

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: