Повестку диктует сама жизнь

16 апреля 2013 Повестку диктует сама жизнь

Завтра в нашем городе пройдет ежегодный большой форум промышленников — общее собрание членов ОО и РОР «Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» (СПП СПб). Как водится, участники собрания обсудят положение дел в различных отраслях промышленности, основные направления деятельности промышленников города, а также наличие пока еще нерешенных задач, стоящих перед ними.

В преддверии форума редакция «Новостей Петербурга», являющаяся также членом СПП, попросила некоторых участников собрания обозначить основные актуальные вопросы, волнующие петербургских промышленников.

 

Алтухов А. Г., председатель комитета по энергетической политике и энергоэффективности СПП СПб:

«Одной из ключевых задач развития и модернизации отечественной экономики является повышение энергетической эффективности. Региональная программа Санкт-Петербурга в области энерго­сбережения и повышения энергетической эффективности предусматривает активное вовлечение всех групп потребителей в процесс ресурсосбережения и снижение энергоемкости ВРП к 2015 году не менее чем на 17 процентов и к 2020 году не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.

При этом, по данным 2008 года, конечное потребление энергетических ресурсов промышленностью города составляет 4157 тыс. Т.У.Т., то есть 33% от общего энергопотребления. Из общего количества потребляемых промышленными предприятиями энергоресурсов более 34% приходится на тепловую энергию, 33,8% — на природный газ, 16,8% — на электроэнергию и более 14% — на нефтепродукты.

Технический потенциал повышения эффективности использования энергоресурсов промышленными предприятиями Санкт-Петербурга оценивается в 1055 тыс. Т.У.Т. Как видим, это более 25% от сегодняшнего уровня потребления.

Одним из существенных недостатков принятой в Санкт-Петербурге региональной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является отсутствие в ней подпрограммы для промышленного сектора.

В августе 2012 года в Союзе промышленников и предпринимателей начал свою работу комитет по энергетической политике и энергоэффективности. Во исполнение требований законодательства в части проведения обязательных энергетических обследований осуществляет свою деятельность СРО НП «Экспертиза энергоэффективности», созданная при поддержке СПП СПб и при участии промышленных предприятий города. Разработанные в ходе энергетических обследований мероприятия по повышению энергетической эффективности будут использованы для реализации комплексных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности».

 

Гордышевский С. М., председатель комитета по экологической, промышленной и технологической безопасности СПП СПб:

«Указом Президента 2013-й год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. Появление Указа более чем своевременно. Из государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» видно, что экологическая обстановка в России в целом, и особенно в городах, неблагоприятна и продолжает ухудшаться. 53% городского населения РФ (более 55 млн чел.) проживает в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Санкт-Петербург входит в число таких городов, среднегодовые концентрации наиболее опасных загрязнителей бензапирена и формальдегида составили соответственно 1,5 ПДК и 2,1 ПДК (санитарной нормы) …

По данным Росстата, Минздравсоцразвития РФ, выросли экологически обусловленные новообразования, врожденные аномалии, астма. Заболеваемость новообразованиями (первичные диаг­нозы) в России выросла с 1995-го по 2010 год на 64%, количество врожденных аномалий у детского населения за 2000-й по 2010 год выросло на 78%. В Петербурге заболеваемость новообразованиями выросла на 97% (почти вдвое), количество врожденных аномалий — на 74%… Наш город является лидером среди субъектов РФ по онкологической смертности и по уровню инвалидности населения.

Растущая демографическая нагрузка на экономику, по сути, сводит на нет усилия промышленности и бизнеса в целом, направленные на рост экономики: темпы роста заболеваемости превышают темпы роста экономики. Бизнес не может, не имеет права безучастно наблюдать этот процесс.

В первую очередь он может действовать в тех направлениях, которые могут дать достаточно быстрый результат. Причем эти результаты могут быть измерены не только конкретными показателями улучшения состояния окружающей среды, но и одновременным экономическим эффектом. Таким направлением, например, является ресурсоэффективное обращение с отходами.

Вместо навязчивого стремления отдельных городских комитетов развернуть строительство дорогостоящих мусоросжигательных заводов, способных превратить бытовые отходы в высокотоксичные выбросы и шлак, необходимо целенаправленно создавать ресурсо­сберегающую отрасль промышленности, возвращающую отходы в виде вторичного сырья в производственный цикл… При этом себестоимость переработки будет в разы ниже, чем при мусоросжигании, не говоря уж об экологическом эффекте.

Огромным потенциалом обладает создание рынка экологически безопасной продукции (ЭБП) — это продукция, которая в процессе своего производства и потребления (жизненного цикла) создает минимально возможную нагрузку на окружающую среду. Здесь основное слово за промышленниками и бизнесом, поскольку спрос на такую продукцию становится все более очевиден — от «зеленых» товаров до «зеленых» услуг. Опрос среди предприятий-членов СПП СПб показал, что примерно 15% считают, что производство ЭБП может способствовать развитию их бизнеса, и они заинтересованы в выпуске такой продукции».

 

Окрепилов В. В., академик РАН, генеральный директор ФБУ «Тест-С. — Петербург»:

«В современных экономических условиях и в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию Петербург сталкивается с объективной потребностью укрепления экономики и совершенствования механизмов стратегического планирования. Обеспечение модернизации производства и инвестиционной привлекательности города, улучшение качества жизни населения вызывают необходимость повышения эффективности управления социально-экономическим развитием города и, как следствие, упорядочения практики разработки государственных плановых документов различного срока действия и характера.

Общеизвестно, что экономическая наука является базой для разработки планов и программ социально-экономического развития регионов и страны в целом. Применение на практике научных методов и подходов в процессе государственного управления социально-экономическим развитием положительно сказывается на качестве принимаемых решений и обеспечивает достижение поставленных целей.

В этой связи ведущими экономистами города, руководителями крупных предприятий и организаций в мае 2012 года было подготовлено письмо на имя губернатора Петербурга о целесообразности создания постоянно действующего совещательного органа, способного предложить научно обоснованный прогноз и рекомендации по решению стоящих перед городом проблем в экономической и социальной сферах. Высказанная идея нашла поддержку у администрации и лично у губернатора Петербурга Г. С. Полтавченко…

Создание Экономического совета при губернаторе Петербурга направлено на повышение эффективности мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития города, формирование основ экономической политики и решение стоящих перед городом актуальных задач в экономической и социальной сферах.

В настоящее время разработан проект Положения о Совете, который проходит все необходимые согласования. В работу Совета мы планируем вовлечь академические институты Санкт-Петербургского научного центра, такие как Институт проблем региональной экономики РАН, Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН, Санкт-Петербургский экономико-математический институт РАН, Социологический институт РАН. Безусловно, для достижения положительных результатов необходимо строить работу Экономического совета в тесном взаимодействии с представителями органов законодательной и исполнительной власти».

 

Гарюгин В. А., начальник Петербургского метрополитена:

«Петербургский метрополитен образца 2013-го года — это пять подземных трасс общей протяженностью 113,52 километра со сложным комплексом технических устройств и систем управления. Это пять эксплуатационных депо и мощная ремонтная база. Ежедневно в час «пик» по трассам метрополитена мчатся 1294 вагона, причем максимальная парность составляет 34 пары составов в час. К платформам пассажиров доставляет 251 эскалатор. Пассажирский поток максимально загруженных перегонов составляет от 25 до 36,6 тыс. чел/час. Надежную работу транспортного конвейера обеспечивают более 14 тысяч метрополитеновцев, представителей почти трехсот профессий…

Что касается перспектив развития Петербургского метрополитена, то оно серьезно отстает от запросов пятимиллионного мегаполиса. Определенный оптимизм внушает принятая городским правительством отраслевая программа развития транспортного комплекса Северной столицы, в которой приоритетное место отведено строительству новых подземных линий и метровокзалов. В конце 2012 года пятая линия продлилась до станции «Международная», в 2014-м — войдет в эксплуатацию второй вестибюль станции «Спортивная», продолжится строительство Фрунзенского радиуса и развитие шестой Красносельско-Калининской линии.

Если этим планам будет суждено осуществиться, то к 2025 году в соответствии с программой на схеме Петербургского метрополитена появятся десятки новых метровокзалов, а линии метро протянутся даже в Ленинградскую область».

 

  • Иван Сергеев

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: