Закон о воде и стоках: за и против

23 октября 2012 Закон о воде и стоках: за и против

Вступающий в силу с 1 января 2013 года закон «О водоснабжении и водоотведении» станет одной из основных тем обсуждения на совместном заседании президиумов ОО СПП СПб и РОР СПП СПб, которое состоится 25 октября в Культурно-досуговом центре ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Закон № 416‑ФЗ, который стал первым в истории России, комплексно регулирующим взаимоотношения между поставщиками и потребителями водных ресурсов, был опубликован в «Российской газете» еще 10 декабря 2011 года. Он вызвал немало споров благодаря новинке: учету посредством счетчиков теперь будет подлежать не только потребляемая предприятиями вода, но и сточные воды. И речь заходит не только об использованной потребителями, но и дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных водах, если они сбрасываются в централизованную систему водоотведения.

В документе указано: потребитель услуг обязан обеспечивать доступ к приборам учета сотрудникам организации, занимающейся водоотведением, для того, чтобы они определяли состав, свойства и объем стоков. Если концентрация загрязняющих веществ и микроорганизмов в сточных водах не будет соответствовать нормам, потребитель должен возместить вред, причиненный окружающей среде. Закон устанавливает и лимиты сбросов загрязненных вод.

Его действие распространяется на предприятия, которые должны учитывать сточные воды, чтобы не перегрузить систему водоотведения. В частности, на все промышленные. По идее инициаторов, это позволит не только оценивать качество их сточных вод (соответственно, делая выводы об опасности с точки зрения экологии), но и предварительно определять объемы для того, чтобы рассчитать возможности канализационных систем и систем очистки.

Как же оценивают перспективы применения этого закона в промышленности Петербурга и на какой стадии подготовки находятся отдельные предприятия? Как выясняется, позиции у них подчас диаметрально разные.

«Не представляется возможным»

Председатель Совета директоров ОАО «Ленполиграфмаш» Александр Соловейчик без обиняков заявляет, что «осуществить подготовку к реализации ФЗ № 416‑ФЗ не представляется возможным, поскольку большинство его норм указывают на необходимость разработки постановлений Правительства РФ и иных подзаконных нормативных актов, которые на данный момент отсутствуют».

По его мнению, закон «содержит дискриминационные условия для абонентов и нарушает баланс экономических интересов сторон». «Фактически он относит абонента к категории водопользователей и возлагает на него обязанности по разработке и соблюдению лимитов на сброс сточных вод (т. е. дополнительные существенные расходы)», — констатирует Александр Соловейчик. Закон необоснованно включает в состав поверхностных сточных вод понятие «инфильтрат»: как показывает существующая практика, плата за него в среднем увеличивает ежемесячный платеж абонента ориентировочно на 15–20%.

— Требует детальной проработки и закрепленное в законе право организации ВКХ на ограничение (прекращение) водоснабжения с последующим отказом от договора в случае отсутствия локальных очистных сооружений и плана снижения сбросов, а также двукратного превышения (в течение года) нормативов допустимого сброса и лимитов на сброс сточных вод, — пишет руководитель ОАО «Ленполиграфмаш». — В условиях, когда многие промпредприятия требуют модернизации, которая в связи с тяжелым материальным положением является невозможной, подобное требование фактически влечет остановку их деятельности.

Как считает Александр Соловейчик, закон содержит немало спорных положений, требующих дополнительного обсуждения и уточнения. В связи с чем, по его оценке, «применение закона в принятой редакции недопустимо и крайне отрицательно отра­зится на финансовом положении абонентов и на экономике страны в целом». «В условиях произвола со стороны монополистов он еще больше ущемляет положение абонентов и создает значительно более льготное положение организациям ВКХ», — констатирует руководитель «Ленполиграфмаша». Но что же делать?

— Необходимо установить для всех потребителей одинаковые права, обязанности и ответственность, а также передать контрольные функции за качеством сточных вод и взимания платежей за его нарушение специализированному компетентному государственному органу», — уверен Александр Соловейчик.

«Оценить последствия трудно»

«Водопользователю ОАО «Кировский завод» не ясны такие понятия, как декларирование состава сточных вод, система производственного контроля их качества, категорирование абонентов и порядок определения нормативов объемов сточных вод, — так говорится в ответе этого предприятия на запрос ОО СПП СПб. — Все они вводятся в новые типовые договоры, но не имеют юридической основы. Перечисленное усложнит договорную компанию на 2013 год и не позволит принять закон к исполнению. А оценить последствия его вступления в силу в настоящее время трудно ввиду отсутствия подзаконных актов и регламента исполнения».

В случае «Кировского завода» ситуация такова: предприятие осуществляет эксплуатацию сетей хозяйственно-питьевого и технического во­до­снаб­же­ния, хозяй­ствен­но-бы­то­вой и про­мы­шлен­но-лив­не­вой ка­на­ли­за­ции, а также осуществляет очистку промышленно-ливневых стоков на собственном комплексе очистных сооружений (с последующим возвращением стоков в систему технического водоснабжения). Протяженность сетей велика — свыше 187 км. «Поддержание в работоспособном состоянии такого комплекса, с учетом наших обязательств по бесперебойному водоснабжению таких абонентов, как ЗАО «МЗ «Петросталь» и «Петербургский тракторный завод», требует значительных финансовых затрат, компенсация которых с введением в действие закона и регулируемых тарифов по всем видам деятельности вызывает сомнения», — отзываются с «Кировского завода».

Вместе с тем в компании отмечают, что работа по подготовке к вступлению в силу закона № 416‑ФЗ идет. В частности, ЗАО «КировТЭК» совместно с ГУП «Водоканал СПб» проводится подготовительная работа по установке узлов учета сточных вод на выпусках ОАО «Кировский завод». В ее рамках произведено их обследование, сняты контрольные показания расходов, определены места установки временных узлов учета и разрабатывается техническое задание на проектирование постоянных. Кроме того, техническими специалистами и юристами компании ведется подготовка к внесению изменений и последующему перезаключению существующих договоров на водоснабжение и водоотведение как с абонентами, так и с ГУП «Водоканал СПб».

«Закон выстраивает единую систему»

По мнению главного инженера УЭИСиО А. В. Кухтенко (ЗАО «Завод им. Козицкого»), «закон выстраивает единую систему взаимодействия поставщиков услуг и их потребителей в новых условиях», но все тонкости работы в области водоснабжения и водоотведения будут определять подзаконные акты.

Он считает, что в законе есть ряд положений, которые вызывают вопросы и требуют разъяснений. Например, по поводу статьи 14 п. 4 возникают опасения, может ли этот пункт послужить основанием для дополнительных расходов предприятия со старыми системами водоснабжения и водоотведения. «Когда будут приняты новые ТУ, а уже существующие и работающие системы подключения предприятий не будут им соответствовать, необходимо ли будет затрачивать средства на их переделку?» — задается вопросом специалист. В статье 17 п. 1, по оценке А. В. Кухтенко, непонятна схема взаимодействия транспортирующей и гарантирующей организации. «Кто конкретно, исходя из этого пункта, будет осуществлять контроль сточных вод на выпусках у абонентов?» — спрашивает он. Статья 7 тоже вызывает вопросы, в том числе почему абонент не может выбирать, какой договор ему заключать — общий или раздельный?

— Статья 20, если не будет никаких усложнений подзаконными актами, — по сути то, что есть у нас сейчас, — констатирует специалист ЗАО «Завод им. Козицкого». — Зачем тогда устанавливать счетчики на выпусках, если закон допускает такой вариант? В продукцию мы не берем, других источников водоснабжения у нас нет, на инфильтрации мало что сэ кономим — все это «съест» обслуживание счетчиков. Предприятие должно эффективно выпускать продукцию и платить за водопотребление и отведение, а не доказывать, что установка УУСВ ему экономически невыгодна или технически невозможна…

«Существующая система учета содержит спорные моменты и имеет определенную погрешность. Избавит ли от этих проблем установка УУСВ — должно решать предприятие с учетом экономики, — считает главный инженер УЭИСиО А. В. Кухтенко. — УУСВ имеет паспортную погрешность, но практически она будет выше из-за отсутствия опыта долговременной эксплуатации. Обязательная установка УУСВ всеми предприятиями для большинства из них (и, соответственно, промышленности страны) приведет к болезненным затратам средств, сил и времени, достойных лучшего применения».

«Реализация затруднена, но работа идет»

ГУП «Петербургский метрополитен» констатирует: реализация мероприятий по подготовке к вступлению в силу закона № 416‑ФЗ затруднена в связи с «большим количеством выпусков сточных вод, их расположением в зоне интенсивной городской застройки, а также значительными материальными затратами на оснащение выпусков локальных очистных сооружений (ЛОС) и узлов коммерческого учета (УКУ)».

И это понятно: для обеспечения работоспособности более 100 км линий и пяти площадок депо метрополитен содержит на балансе более 100 водопроводных вводов и свыше 500 выпусков сточных вод, большинство из которых расположены в зоне интенсивной городской застройки. Но…

На метрополитене уже организован коммерческий учет воды, разработаны и выполняются программы контроля состава и свойств сточных вод, а для достижения норм допустимых сбросов реализуются программы по охране окружающей среды. «Они включают в себя оснащение действующих выпусков сточных вод локальными очистными сооружениями (ЛОС), оснащение узлами учета выпусков сточных вод в открытые водоемы, ремонт внутриплощадочных сетей канализации, организацию систем оборотного водоснабжения, пересмотр технологических процессов с целью уменьшения или прекращения сброса загрязняющих веществ в системы канализации и т. п», — отмечают в ГУП «Петербургский метрополитен». Кроме того, на этом предприятии разрабатывается и готовится к реализации программа по оснащению узлами коммерческого учета (УКУ) выпусков сточных вод в системы коммунальной канализации.

«Позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду»

Заместитель начальника Октябрьской железной дороги (ОЖД) П. В. Бурцев полагает, что «сбалансированное решение технических и экономических задач позволит достичь снижения негативного воздействия на окружающую среду, образующегося в процессе деятельности объектов железнодорожного транспорта и других потребителей, а также снизить количество загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в сети городской канализации».

В ходе реорганизации подразделений ОАО «РЖД» создана Центральная дирекция по тепловодоснабжению — филиал ОАО «РЖД» со структурными подразделениями на сети дорог. А защита окружающей среды является одним из ее приоритетных направлений. «В 2012 году запланировано снижение сбросов в поверхностные водные объекты недостаточно очищенных стоков на 3%, — отмечает П. В. Бурцев. — Для достижения этой цели в Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению предусмотрен ряд мероприятий, в числе которых внедрение современных методов очистки сточных вод (вместо нефтеуловителей и флотаторов устанавливаются блочно-модульные водоочистные комплексы (БМВК УКОС), работы по технологическому обслуживанию очистных сооружений, а также экономическое воздействие на предприятия, являющиеся источниками сбросов загрязняющих веществ». Кроме того, на ОЖД при выдаче технических условий на строительство выдвигаются требования по устройству очистных сооружений ливневого и промышленного стока, по применению систем повторного использования стоков после очистки в производственных процессах, связанных с мойкой деталей и подвижного состава, применению энергосберегающего оборудования и технологий, систем автоматики и частотного регулирования.

«Пить можно — сбрасывать нельзя»

В ООО «Позитив‑сервис» констатируют: закон оставляет пробелы по проблеме экологического нормирования.

Для большинства городских очистных сооружений канализации не предусмотрены условия по удалению из сточной воды ряда загрязняющих веществ, однако они уже могут присутствовать в питьевой воде (из-за разницы в предметах регулирования нормативов по питьевой и сточной воде). «Это скажется на ещё большем ужесточении нормативов для абонентов», — уверены в ООО «Позитив‑сервис».

На этом предприятии уже столкнулись с подобной проблемой, суть которой состоит в том, что установленные нормативы сброса загрязняющих веществ для абонентов Петербурга выше требований к воде питьевого качества: при отборе проб сточной воды организация заведомо становится нарушителем законодательства, попадая под большие штрафы, исчисляемые сотнями тысяч и даже миллионами рублей. В июне 2012 года Верховный суд РФ рассмотрел заявление ООО «Позитив‑сервис» по вопросу обжалования распоряжения Комитета по энергетике и инженерному хозяйству Петербурга и вынес решение, согласно которому признаны недействующими нормативы по меди, ртути, цинку и запрещенным к сбросу веществам, введенным комитетом. Оно вступило в силу, но теперь контроль сточных вод производится по распоряжению комитета от 03.03.1999 г. № 20, в котором нормативы загрязняющих веществ по меди, ртути и цинку ещё более жесткие. «Они также не соответствуют федеральному законодательству, и вода питьевого качества по-прежнему может быть грязнее, чем сточная», — отмечают в ООО «Позитив‑сервис». — А ГУП «Водоканал» продолжает перекладывать свою ответственность по очистке сточных вод на абонентов».

Выходом из ситуации может стать внесение изменений в новый закон и утверждение Правительством РФ Порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод не только со стороны водопользователей (то есть организаций ВКХ), но, в первую очередь, со стороны абонентов. «Он должен быть взаимным и иметь под собой правовую основу, применимую на практике, — уверены на предприятии. — Иначе шутки экологов «Пить можно — сбрасывать нельзя» не перестанут быть актуальными».

«Проблемы решила бы установка УУСВ»

Как считает А. С. Зорин, президент Ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга», «многие проблемы решила бы установка узлов учета сточных вод (УУСВ), но беда состоит в том, что у предприятий с многолетней историей, как правило, отсутствует техническая возможность их установки».

По его мнению, ГУП «Водоканал СПб» постоянно работает над техническим и технологическим совершенствованием процесса подачи воды и ее отведения. «Плодами этого является достаточно устойчивое снабжение предприятий хлебопекарного комплекса водой хорошего питьевого качества, хотя нормативы на водоотведение, в связи с парадоксами нашего законодательства, гораздо жестче нормативов водоснабжения по САНПину», — отмечает эксперт. Вместе с тем неконтролируемые объемы водоотведения (в том числе по качеству) существенно превышают контролируемые сточные воды. «Поэтому действующие нормативные акты (такие как постановление Правительства СПб № 1677) устанавливают изменения (повышение) тарифов для контролируемых предприятий реального сектора экономики в многократно завышенных размерах по отношению к экономически обоснованным расходам «Водоканала», — констатирует А. С. Зорин. А нормативная база в условиях отсутствия УУСВ приводит к нарушению баланса экономических интересов, завышению тарифов по отношению к экономически обоснованным расходам и в конечном счете к созданию дискриминационных условий для абонентов.

«Есть эффект от модернизации»

В ОАО «Красный Октябрь» отмечают, что проведение ряда мер по совершенствованию использования воды и очистке стоков позволило существенно повысить качество гальванопокрытий и снизить на 20% (на модернизированных линиях) потребление воды и электроэнергии.

По рекомендации ГУП «Водоканал СПб» между ОАО «Красный Октябрь» и ЗАО «Ленводоканалпроект» был заключен договор на работы по обследованию гальванического производства и очистных сооружений предприятия для выработки концепции их модернизации. По его результатам были разработаны проекты реконструкции, а с 2010‑го — начаты работы по их реализации. Сейчас примерно 40% гальванических линий модернизировано, а технологические процессы по нанесению гальванопокрытий практически полностью автоматизированы. На очистных сооружениях выполнен ряд работ по их реконструкции, а также внедрению узла учета тонкой фильтрации с целью обработки части сбрасываемых стоков для возврата воды в производственный цикл. «Качество сбрасываемых сточных вод в городскую канализацию удалось стабилизировать и практически приблизить к нормативам ПДК, — сообщают в ОАО «Красный Октябрь». — А на очистных сооружениях предприятия с 2013 года будет обеспечен возврат в производство дочищенных сточных вод порядка 25% от общего объема».

«Проблема — в объективности оценки»

На «Кожгалантерейном предприятии «Бебеля» уверены: «установка счётчиков по учёту сточных вод даст объективную картину по количеству сброса, но остаётся проблема объективности оценки качества этих вод».

На этом предприятии отмечают, что «договорные отношения с ГУП «Водоканал» вполне приемлемы для совместной деятельности, и если возникают спорные вопросы по некоторым аналитическим показателям или требуется решить возникшие организационные проблемы, то его сотрудники вполне доступны и выполняют свои решения».

«Наши сбросы полностью соответствуют нормативам»

Компания Юнимилк-Данон совместно с ведущей компанией в области очистки сточных вод KWI International в июле 2012 года запустила в эксплуатацию очистные сооружения молочного комбината «Петмол». «Работа станции очистки полностью соответствует нормативам сброса в коллектор «Водоканала», — заявляют в компании.

Достаточно компактная станция очистки производственных сточных вод, состоящая из нескольких этапов (механическая решетка, усреднительный резервуар, напорный флотатор MNC‑27) производительностью 3800 м3/ч позволяет полностью решить все проблемы. Благодаря методу физико-химического разделения и очистки сточных вод от взвешенных веществ и коллоидных частиц достигается высокая эффективность, в то время как период очистки составляет всего 3–5 минут при максимальной автоматизации управления.

Добавьте комментарий

:
(покажите другой код)
Введите код с изображения
: